Сегодня звонит Марина, подруга моей дочери, и рыдает в трубку. Не просто рыдает, а ревет белухой. Моя дочь ничего понять не может, перепугалась, прибегает, глаза огромные, объяснить ничего толком не может. Испугалась и я не на шутку. Мало ли, что могло случиться. Девушка молодая, обидеть разные люди могли. Учится Марина в техникуме на бухгалтера, куда ушла после 9 класса. Ездить от дома в техникум далеко, на другой конец города. А еще у Марины есть младший брат. Парень очень неглупый, победитель школьных олимпиад по математике и физике. Но несколько лет назад, играя во дворе, получил травму позвоночника. Была операция, несколько месяцев лежал в корсете, потом долгая реабилитация. До сих пор последствия травмы аукаются ему: он не посещает физкультуру, занимается плаванием и мучается болями в спине. Почему-то в тот момент подумалось, что что-то случилось с ним. Говорю дочери, чтобы вызывала такси, и пусть Марина едет к нам. Вскорости Марина вся зареванная и дрожащая появилась у нас. Достали конфет, налили чаю, осторожно спрашиваю: «что случилось?», потому что беда может быть как надуманная, так и не шуточная.
- Они колье продали, - выдавила Марина и залилась слезами.
По крайней мере, все живы. И это уже хорошо.
- Понимаете, у меня было бабушкино колье. Это мне его бабушка оставила, когда умирала. Я его так любила. Это память о ней. А они его продали!
Тут надо сказам несколько слов о бабушке Марины. Она была известная модница, любила красивую жизнь и дорогие украшения. Дедушка был значительно старше бабушки, хорошо зарабатывал, обеспечивал ее и семью. Они никогда не бедствовали. И жену он любил баловать дорогими вещами, зная ее слабость. Но дедушки не стало в один момент. А бабушка ни работать, ни зарабатывать не умела. Она привыкла всегда быть за дедушкой. И после его смерти не могла научиться жить по средствам. Так стали продаваться вещи, которые дедушка наживал при жизни. Сначала продалась машина, потом дача. Затем бабушка продала квартиру. Правда, половину денег отдала сыну, отцу Марины, себе бабушка купила однушку. Сын тогда же обремененный семьей, правда, с одной только Мариной, взял в ипотеку двушку. Бабушка все время жаловалась, что денег не хватает. Сын с семьей помогал ей, как мог. К сожалению, сын не унаследовал от отца деловых качеств и не являлся ценным специалистом. Платили ему на заводе посредственно. Мать Марины то же не была ни дочерью Рокфеллера, ни каким-то особенно ценным работником. Доходы их были весьма посредственны. Но они не отказывали бабушке в помощи. Только помощи было мало. Пришлось той продавать свои драгоценности. Через какое-то время родители матери Марины подарили им крупную сумму денег, которой они погасили ипотеку. Через год после этого у них родился Маринин брат. Бабушка считала, что «в условиях крайней нищите» (Марина сказала, что цитирует ее слова) рожать второго ребенка безумие. Но ее никто не слушал. Особой любви к внуку бабушка не испытывала, зато с удовольствие общалась с Мариной. С Мариной они очень любили перебирать бабушкины сокровища. Марина приходила к бабушке, та доставала свои шкатулки и начиналось погружение в сказку. Марина примеряла украшения: кольца, браслеты, броши, кулоны, подвески, бусы… Но больше всего ее привлекало жемчужное колье с крупной бирюзой в центре. При этом Марина представляла, что она царица или знатная дама. У бабушки был веер и много красивых платьев, которые бабушка разрешала примерять внучке. И пускай Марина путалась в длинных юбках, но это было настоящее чудо перевоплощения. Бабушка всегда подыгрывала ей, становясь то влюбленным принцем, то трубадуром, то Пьеро.
Несколько лет назад бабушка заболела. Стремительно постарела, прямо на глазах. Из стройной дамы слегка полноватой она буквально за полгода превратилась в легкую тень. Врачи разводили руками, списывая все на старость. Особо ее ничего не беспокоило. Просто с каждым днем все больше и больше хотелось спать. И однажды она просто не проснулась.
А еще через полгода после ее смерти случилась трагедия с Марининым братом. Неудачное падение и осколочный перелом позвоночника поясничного отдела. Чтобы восстановить чувствительность, оперировали, убирали осколки. Потом он долго лежал сначала в клинике, потом дома. На восстановление у него ушло больше года. Мать вынуждена была оставить работу на это время. По возможности помогали вторые бабушка с дедушкой, но они больше вяли на себя дом и заботу о Марине, пока их дочь с внуком мотались и жили в больницах. А потом врачи посоветовали для успешной реабилитации поездку в конкретный санаторий, причем на 90 дней минимум. И, естественно, за свой счет. Именно в тот момент родители и совершили ужасное: они продали оставшиеся бабушкины украшения, оставив только два кольца: перстень с огромным янтарем и узкое колечко с небольшим изумрудом. На эти деньги в санаторий на все лето отправились Марина с мамой и братом. Решили, что Марине то же нужен полноценный отдых и не помешает поправить здоровье в санатории. В санатории Марине понравилось. Она завела там много друзей. Брату санаторий пошел на пользу. В сентябре он вернулся в свой класс. Осенью же мама вышла на работу. Правда, пошла она работать в школу, чтобы быть рядом с сыном (мало ли что случится). Через два года мама вернулась на свою прежнюю работу, потому что за мальчика можно было уже не беспокоится. Казалось, что жизнь вошла в нормальную колею.
Марина все время просила у родителей, чтобы они отдали ей бабушкины украшения, потому что они дороги ей, как память о бабушке. Родители не отказывались, но обещали отдать потом, когда она подрастет. И вот сегодня Марина объявила родителям, что она уже достаточно взрослый человек и что пора отдать ей украшения, которые ей столько лет обещают. Вот тут-то и выяснилось, что украшений по факту и нет. Осталось только два кольца. А колье, которое обожала Марина, продано уже давно. Продано ее любимое колье, которое бабушка завещала ей, с которым связано столько теплых воспоминаний, которое просто пронизано ее детством и игрой!
- Как они могли продать мое колье! - рыдает Марина.
- Ты же понимаешь, что его продали, чтобы вылечить твоего брата, - осторожно говорю я.
- Можно было бы продать что-то другое!
- Другое? Что? Машины у вас не было. Дачи не было. Что продавать? Книги? Одежду? На эти деньги разве проживешь вчетвером, даже если не считать лечения?
- Можно было бы продать бабушкину квартиру.
- Конечно, можно. Но сейчас ты выросла. Через год другой решишь жить отдельно и что? Пойдешь снимать квартиру? Возьмешь ипотеку на двадцать лет? Думаешь, это так легко - платить ипотеку? Родители сохранили для тебя квартиру. Согласна, что колье очень жаль. Жалко, что родители не сказали тебе раньше о его продаже. Но думаю, что она сделали это для того, чтобы ты подросла и осознала, что как бы не было ценно колье, но здоровье брата и собственное жилье - вещи более ценные. Они очень хотели, чтобы у вас остались и в виде украшений воспоминания о бабушке, поэтому и оставили два кольца, наверное, одно - тебе, а одно - брату.
- Пусть бы они продали все, но оставили бы колье. Не нужны мне кольца. И квартира мне не нужна. Я и с ними отлично живу.
- Это сейчас ты отлично с ними живешь. А пройдет несколько лет и выйдешь замуж, куда вы пойдете? А если и у мужа жилья нет? Снимать?
- Так сейчас все живут.
- Живут. Но если есть возможность жить в своей квартире, не слышала, чтобы кто-то отказывался от этого. Ты первая.
- Вы такая же, как они: ничего не понимаете! Они меня предали.
Ушла. Пусть девочки сами выясняют дальше, кто кого предал. С одной стороны, мне понятна обида Марины. Это ее детские воспоминания. Это тепло, которое она хочет сохранить. А с другой, родители, оказавшись в трудной жизненной ситуации, пытались по максимуму сохранить самое ценное, то, что сделало бы жизнь моих максимально проще. Согласна, что можно было бы продать квартиру, вступить в строительство другого жилья на оставшуюся сумму. Но во-первых, это лишило бы семью дохода от сдачи жилья, а в тот период каждый рубль был важен, а во-вторых, заниматься всем этим нужны время и силы, и продать быстро квартиру можно, только скинув с ее реальной стоимости. А иначе продажа может висеть и год. Вот только как все это донести до зареванной девчонки, которая уверенно твердит, что родители ее предали и обокрали?