Найти тему
Литература о жизни

Театры и балы в первой главе "Евгения Онегина"

Оглавление
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Глава 1.
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Глава 1.

В следующей части главы описан образ жизни героя, всегда наполненный лишь отдыхом и удовольствиями.

Анализ всей первой главы полностью здесь : О чем первая глава "Евгения Онегина"? Анализ первой главы романа в стихах Пушкина.

Строфа 17

Заканчивая весьма шикарный обед, Онегин и Каверин слышат звонок часов, напоминающий, что пора ехать на балет.

Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис
(…)
Онегин полетел к театру.

Он едет туда не потому что любит искусство, а лишь чтобы "охлопать", обшикать, и явиться (показаться) «театра злым законодателем», «для того, Чтоб только слышали его».

Строфа 18

А как же сам автор относится к театру? Совершенно по-другому.

Волшебный край! там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы (...)

С восторгом поэт описывает имена великих авторов пьес, которые некогда потрясли его воображение – Фонвизина, Княжнина, Озерова и других.

Театр не был для поэта просто времяпровождением от скуки, как для Онегина. Он был для него значительным местом, где воспитывалась его душа, взрастали его ценности:

Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись.

Строфа 19

А актрисы? Так же ли, как Онегин, "вольностью дыша", автор "готов охлопать entrechat,Обшикать Федру, Клеопатру»? Нет, напротив, рассказчик посвящает балеринам и певицам проникновенные строки, позволяющие судить о том, как сильно он тоскует по театру. Ведь Пушкин находится в южной ссылке во время написания этой главы:

Мои богини! что вы? где вы?
Внемлите мой печальный глас:
Всё те же ль вы? другие ль девы,
Сменив, не заменили вас?
Услышу ль вновь я ваши хоры?
Узрю ли русской Терпсихоры (музы танца -прим.)
Душой исполненный полет?

Итак, если Онегин – «непостоянный обожатель очаровательных актрис», относящийся к ним вольно и развязно, то автор - истинный ценитель искусства, глубоко привязанный к театру.

В строфе 20 он дает непревзойденное описание начала спектакля, а также танца балерины Истоминой:

Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена (...)

Строфа 21

Как же Онегин реагирует на танец, столь блестяще исполненный, и которому все рукоплещут? Оказывается, в этот момент как раз «Онегин входит, Идет меж кресел по ногам,

Двойной лорнет скосясь наводит
На ложи незнакомых дам (…)»

Описание героя здесь явно иронично. Онегин даже не замечает шедевров искусства на сцене. Его взор слеп и не видит прекрасного. Везде и во всем, даже в самом достойном, он способен найти лишь скуку.

Строфа 22

Не дождавшись окончания балета, Онегин бесцеремонно «вышел вон; Домой одеться едет он».

Строфа 27

Онегин уже спешит на бал и приезжает в великолепный дом, обставленный по праздничному случаю «плошками» - блюдцами со свечами.

Строфа 29

Начинается большое отступление поэта, и в виде юмористического мнения по поводу балов: здесь обмениваются любовными письмами, и родители должны бы построже следить за своими детьми в танце, а супруги за своими благоверными.

Строфа 30

Строфа продолжает лирическое отступление, в котором автор признается в своей любви к балам, а далее к красивым женским ножкам:

Увы, на разные забавы
Я много жизни погубил!
Но если б не страдали нравы,
Я балы б до сих пор любил.

Заметим, что опять поэт словно присоединяется к некоторым страстям своего героя. Он словно признается, что он тоже живой и тоже человек. К тому же, строфы 32 -34 посвящены изящным ножкам вообще, а также той, в которую недавно был влюблен поэт. Но при этом он все-таки взрослее (любовь к балам у него стоит уже только в условном наклонении и в прошедшем времени).

В следующих строфах замечтавшийся было автор вернется к Онегину. Читайте их анализ также на нашем канале: Отчего у Онегина начинается сплин ? Анализ строф 35-44,1 глава "Евгения Онегина".