Не устраивайте школу дома - говорят опытные со-шники неопытным. Ни в коем случае не тащите школу домой!
Наступает сентябрь. Начинающим очень хочется начать. Но картинка учёбы привычная - та, про которую сказали «нельзя». Как создать новую картинку? Что делать можно? Неужели надо ничего не делать и ждать?
Я периодически в разговорах с мамами сталкиваюсь с тем, что у них чувство вины за попытки обучать ребёнка - ведь по школьному образцу. Они слышали, что так нельзя. Неправильно. Но и ждать, пока сам захочет, нет сил.
И вот с этим чувством вины мама учит. Очень важно, с каким чувством мы взаимодействуем с детьми. В каком состоянии общаемся. Что нами руководит. Что стоит за нашими действиями.
Мама учит, но ей это не нравится. Только начало, а уже разрывает на части между «умею только так» и «так нельзя».
Что такое вообще «школа дома»?
Есть такая хорошая шутка, что девушка может уехать из деревни, а деревня из девушки не уедет никогда.
Школа дома - как я думаю - это образ мышления в первую очередь. Всё остальное - уроки, перемены и оценки - они идут следом.
Если мы правим формат, не меняя начинку, то даже в «свободном полёте» будем драконить, стремиться управлять, контролировать и оценивать.
Если мы внутренне согласны с тем, что ребёнка надо заставлять, что оценки - это важно, что без постоянного контроля и давления он не сможет учиться - то уже не сильно важно, какой у нас формат. Мы будем всё это делать, просто в другой форме. И наше внутреннее влиять будет даже без написания в тетради «контрольная работа». Дети чувствуют, дети видят, дети реагируют.
Я разрешаю делать, что хочет, я не давлю, у нас нет расписания и уроков - говорит мама, но она очень переживает, что ребёнок не хочет ни уроков, ни расписания. Она внутри ждёт, что свобода приведёт к тому, что дети сами вдруг сядут за стол и попросят учебники.
Может ли ребёнок захотеть сидеть за столом и учиться, как в школе? В общем, может.
Чтобы это случилось, нужна среда. Это пример других детей, которые охотно учатся (поэтому со старшими обычно труднее всего). И второе - нужно, чтобы учёба была ценностью в семье. Я даже не знаю, что там первее. Наверное, ценность. Вообще, оба эти пункта про ценности. Ценности, которые мы транслируем, иногда очень не напрямую.
Что же всё-таки делать со «школой дома»? Как вы знаете, я не даю ответов и крайне не люблю советы. Но здесь я скажу. Если вы не понимаете пока своих ценностей, своих задач, не можете их определить сходу, а чужие задачи не ложатся на сердце, то просто начните.
Начните так, как вам комфортно. Начните учить, заниматься вместе, но с задачей увидеть свои цели, с разрешением себе менять курс туда, куда захочется. Хочется уроки — проводите уроки. Но будьте внимательнее — а точно ли эта форма обучения даёт результат? Через какое время дети начинают зевать? Тихонько просачиваться под стол, отвлекаться. Что не так? Что можно изменить? А в чём сила?
Может, аудио-лекцию ребёнок запоминает наизусть, а мамины истории наводят тоску. Неприятно, но не страшно. А, может, он сам на летних каникулах изучит энциклопедию. И идея отложить учебники и взяться за книги будет вашей собственной. А не чьей-то, чужой, и потому неудобной.
Многие моменты открываются с опытом, если не забывать смотреть, не погружаться в рутину с головой, если ставить задачу исследовать процесс обучения, как непознанный. Так можно неспеша прийти к удобному формату обучения без штампов и чувства вины.
Можно называть этот процесс расшколиванием, можно сказать, что это уникальный путь каждого в семейном образовании.
Автор статьи: Александра Чернявская.
Про школу дома, которую так ругают.
16 декабря 202016 дек 2020
10
3 мин