Найти тему

Что я делаю, когда ребёнок не хочет?

Что я делаю, когда ребёнок не хочет? Не хочет продолжать/начинать/доделывать?

Это один из самых популярных запросов в директ сейчас. Что делать, когда не хочет. Как заставить. Как сделать, чтобы захотел. Да что сейчас, если честно, это самый популярный запрос всегда.

И с этого и начинается семейное образование - как я думаю. Пока всё «идёт по плану», пока мы не встречаем сопротивление, - это просто демо-версия.

Иногда сопротивление бывает таким сильным, что мы останавливаемся и удивляемся «что случилось?», ведь всё было так хорошо. Но на самом деле, возможно, всё было не так уже давно. Просто незаметно для нас.

Итак, что я делаю. Секретный секрет) Ничего. Я не делаю ничего.

Возможно, это против каких-то педагогических принципов. Или нелогично, ведь я здесь, чтобы воздействовать на ребёнка. Не будем называть это давлением, кроме этого есть ещё способы взаимодействия.

Итак, я не делаю ничего. Я жду.

Мой способ подходит не всем. Ведь у нас с вами могут быть совсем разные задачи. Мне нужно, чтобы дети научились сами выбирать то, что им интересно. И чтобы увидели последствия своего выбора. Развитие не является самоцелью, но оно всё равно происходит, дети всё равно получают урок. Если вам нужно, чтобы ребёнок развивался в определённом направлении независимо от его желаний - то это не ко мне.

Меня саму в детстве столько уговаривали заняться тем, что интересно маме, (ты просто попробуй, походи годик; ты уже столько занимаешься, жалко бросать), что я понимаю последствия таких уговоров. Когда вдруг обнаруживаешь себя после универа с вопросом самой себе «а чего хочешь ты?» - и с открытым ртом.

Самая крутая тактика, по моему опыту, - дать ребёнку самому разобраться. Возможно, ребёнок просто хочет узнать, а имеет ли он право отказаться. А может, ему надо отдохнуть. Или он чувствует огромную тяжесть маминых ожиданий и понимает, что не оправдает их. (Ведь мама всем показывает рисунки и говорит, что гений). Может быть этот ребёнок ощущает, что ему интересно что-то другое, но он просто ещё не нашёл это.

Страшно. Страшно отпустить. Часики тикают. Надо развивать. Время детства - золотое время. А вдруг упустим. Способности с возрастом затухают. Давай уже развивайся,

У меня разные дети. Арсений будет сопротивляться любым моим ожиданиям, если он знает, чего жду я от него, он может сделать наоборот. Чем больше его уговариваешь, тем меньше шансов.

Агата чувствительна к тому, что я хочу в ней видеть, но иначе, чем Сеня: она будет стараться делать именно ожидаемое и при этом страдать.

Макару вообще-то всё равно, но и ожиданий у меня к нему меньше, ему пять. Я научилась «бить себя по рукам» к третьему ребёнку и замечать свои амбиции в его адрес.

Когда я даю им право выбирать, происходят чудеса. Настоящие, когда дети вдруг берутся с утроенноей силой, или открывают для себя навые увлечения. Или подходят с другой стороны к тому, что не давалось. Или вдруг играючи осваивают то, что вовсе не получалось.

Этот способ не даёт никаких гарантий, наверноею вы заметили.

Если вы меня спросите «Вам удаётся совсем не давить?» — честно отвечу, что нет, но я стараюсь уйти от этого в воспитании, в обучении, это не мой любимый метод, скорее от бессилия и привычки поступать так, как было принято в моём детстве.

Автор статьи: Александра Чернявская.