Зимой 1888-1889 годов в Петербурге состоялся один из самых знаменитых балов в истории династии Романовых. Он получил название «Черного». Само собой, такое название ему дали не просто так, а потому что все дамы были одеты в черные платья.
Так почему они все дружно выбрали траурный цвет, что тогда было совсем не принято?
Да потому что таким образом, российский императорский двор выразил свое отношение к недавним событиям.
Так получилось, что 30 января 1889 года Австро-Венгрия лишилась наследника престола. Кронпринц Рудольф Габсбург вместе со своей любовницей решили навеки остаться вместе. По неписанным правилам все знатные дворы отменяли праздничные мероприятия и погружались в формальный траур, даже если на самом деле совсем не горевали по поводу проблем другой владетельной семейки.
Но отношения России и Австрии на тот момент, мягко говоря, перестали быть романтическими. Точнее из друзей и верных союзников, Россия и Австрия де-факто стали к тому моменту злейшими врагами. Началось всё с предательства Австрии в Крымскую войну, а потом интересы Российской и Австрийской империй на Балканах оказались прямо противоположными.
Но это бы еще ничего. Одно дело политические конфликты, но есть и другое, не менее важное – личные отношения правящих домов.
В апреле 1865 совершенно неожиданно для всех не стало цесаревича Николая Александровича, после чего наследником Александра II стал его младший брат, будущий Александр III. Напомню, что первоначально, будущая русская императрица Мария Федоровна, а тогда датская принцесса Дагмар, была помолвлена как раз с Николаем Александровичем. И только потом, из государственных интересов, стала невестой и женой нового наследника российского трона.
Так вот, австрийский правящий дом, те самые Габсбурги в лице своего императора Франца-Иосифа, траура по русскому наследнику не объявил.
Сладкий час мести за непочтительность к памяти бывшего жениха наступил в 1889 году. Месть была тем более сладка и показательна, что к тому моменту точка бифуркации в отношениях России и Австрии была пройдена. Это была уже не личная «шпилька» императрицы и дома Романовых (а ведь она, как говорят любила Николая Александровича и для Александра III он был лучшим другом), а государственный поступок. Российский императорский двор «Черным балом» наглядно показывал свое отношение не к конкретному члену семьи Габсбургов, а к политике Австрии в отношении России. И то, как Россия это воспринимает.
Поэтому Мария Федоровна, к тому моменту уже почти восемь лет как российская императрица, отдала распоряжение, разумеется, согласованное с мужем, императором Александром III:
назначенный на 26 января (7 февраля) бал – не отменять. Всем приглашенным дамам явиться на бал в черном.
Причем сообщили об этом только 22 января (3 февраля), ведь только совсем недавно стало известно, что Вена погрузилась в траур.
В воспоминаниях потом рассказывали:
«Приезжает гофмаршал Оболенский и объявляет, что в четверг будут танцевать в Аничковом дворце в черных платьях…»
Времени оставалось мало, буквально четыре дня, за которые надо было что-то придумать, а порой вообще сшить новый наряд. Но приглашенные дамы справились. Кто-то перешил свои траурные платья, кто-то помог портным сделать большую кассу за срочное выполнение заказа. Но в день бала все были, как приказано, в черных платьях, на которых дорогие украшения, особенно бриллианты, блестели еще лучше, еще ярче и привлекательнее.
И хотя были те, кто остался недоволен, в том числе сам всесильный обер-прокурор Священного синода Победоносцев, заявивший, что
«…танцевание в черных платьях является кощунством…»
бал состоялся. Жалко, что от него не осталось фотографий, есть только акварели. И воспоминания, в которых отмечалось, как шикарно смотрелись черные наряды в белом Концертном зале Аничкова дворца:
"...все черные костюмы были прелестны... Ах, как рельефно выдавались из них бальные классические очертания до известных стыдливых "нельзя далее". Ах, как ярко отсвечивались белые бриллианты и жемчуг на черном атласе, шелку, газе и мрачном тюле! Черные вырезные платья, черные веера, черные по локоть перчатки, черные башмачки и черные чулочки!! С каким восхищением за стеной кипарисов, олеандр и цветущих камелий через оркестр смотрел я вниз на волнующееся шлейфное море..»
Танцевали, разумеется, почти исключительно под венскую музыку. Вальсы следовали за мазурками, потом опять вальсы и контрдансы. Терять Петербургу в отношениях с Веной больше было нечего, мосты были сожжены.
Вот и ставили Вену на место, танцуя на «Черном балу» в черных платьях. Мария Федоровна умела выпустить коготки при случае, не смотрите, что она выглядела такой нежной и хрупкой. А бал был, конечно, очень красивый. Недаром он так всем запомнился.
-------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Мои статьи и видео доступны также во «ВКонтакте» на YouTube, в Инстаграм