Найти в Дзене
ХХ век в войнах

Испытания противолодочных сетевых заграждений в Российском императорском флоте. Первый эксперимент.

Опутанная сорванной противолодочной сетью российская подводная лодка американского производства "Сом" у одного из причалов владивостокского порта после завершения эксперимента по практическому применению противолодочного сетевого заграждения. Приморье, бухта Золотой Рог, 27 марта 1905 года.
Опутанная сорванной противолодочной сетью российская подводная лодка американского производства "Сом" у одного из причалов владивостокского порта после завершения эксперимента по практическому применению противолодочного сетевого заграждения. Приморье, бухта Золотой Рог, 27 марта 1905 года.

Первые испытания противолодочных сетей проводились во Владивостоке весной 1905 года ввиду опасений, что Япония может приобрести несколько подводных лодок в США, вооружить ими свой военный флот и тем создать угрозу для российских морских портов на Дальнем Востоке. Сетевые заграждения, разработанные капитаном Роозеном в мае 1904 года, представляли собою, по сути, усиленные рыболовные сети, подвешенные на буйках. В теории, если лодка сталкивалась с такой сетью, та должна была наматываться на рули и винт, нарушая управление субмариной и вынуждая ее экипаж к всплытию.


27 марта 1905 года на рейде Владивостока была установлена подобная сеть, после чего 120-тонная подводная лодка "Сом" под командованием князя Владимира Трубецкого попробовала прорвать заграждение и произвести учебную атаку на корабль, выбранный на роль цели.

Князь Владимир Трубецкой - командир экипажа подводной лодки "Сом" в период Русско-японской войны.
Князь Владимир Трубецкой - командир экипажа подводной лодки "Сом" в период Русско-японской войны.

Эксперимент завершился неудачей оборонявшихся и успехом подводников. После столкновения с сетью лодка, шедшая на 5-метровой глубине со скоростью 6 узлов, действительно начала сперва терять управление из-за нарушения нормальной работы горизонтальных рулей (рулей глубины), однако увеличение хода почти до полного позволило экипажу не допустить преждевременного всплытия субмарины и восстановить контроль над подводным кораблем. Далее опутанный оборвавшейся сетью "Сом" приблизился к цели, произвел всплытие, а затем и выстрел сжатым воздухом из торпедного аппарата, имитирующий запуск настоящей торпеды. Наконец, князь Трубецкой снова увел подводную лодку на глубину, прошел под кормой "атакованного" корабля, а спустя некоторое время "Сом" достиг своего причала и ошвартовался.


Несмотря на то, что эксперимент завершился неудачей, полученный опыт оказался ценным в том смысле, что стимулировал работу над увеличением прочности и совершенствованием конфигурации сетей, что в скором времени привело к созданию действительно эффективных заграждений такого типа.