Распределённые команды и целые офисы на удалёнке — таковы реалии 2020-го года. Командообразующие активности, корпоративы и тимбилдинги тоже перекочевали в онлайн вслед за рабочими процессами.
Про 12 самых популярных механик онлайн-тимбилдинга можно почитать в этой статье. А здесь мы затронем основные моменты, которые важно учесть при подготовке внутрикорпоративного онлайн-мероприятия и возможные «узкие места».
Цели онлайн-тимбилдинга
Подготовка любого мероприятия начинается с целеполагания. Базово цели тимбилдинга и в онлайн, и в офлайн одинаковые: формирование корпоративной культуры, повышение вовлеченности, командообразование.
В 2020-м появились и специфические цели, связанные с экстренным переходом компаний на удалённую работу.
Союз провайдеров тимбилинга России провел опрос среди своих корпоративных заказчиков о проблемах, которые сегодня решают HR-подразделения компаний. И вот что волнует компании в первую очередь:
Сотрудники не готовы к изменениям и бояться их
Рабочие задачи меняются, бизнес-процессы трансформируются, мир вокруг нестабилен и непредсказуем. Не все сотрудники могут легко справляться с переменами и стрессом, который они вызывают.
Сотрудники бояться показаться неэффективными и стать безработными
В офисе хорошо видно, кто из коллег пашет, а кто чаи гоняет. А как быть на удалёнке? Сотрудники переживают, что их работу могут счесть неэффективной или ненужной. С другой стороны HR-специалисты хотят понимать, насколько сотрудники вовлечены и продуктивны, когда работают из дома.
Сотрудники испытывают нехватку внерабочих коммуникаций
Члены распределённых команд намного больше и чаще общаются с коллегами, но это всё — разговоры по работе. Сотрудники скучают по приятным беседам у кофе-пойнтов и неформальному общению.
Сотрудника сложно провести границу между рабочим и личным временем
Некоторые сотрудники на удалёнке чувствуют себя на работе 24 часа в сутки, другие, наоборот, не могут сосредоточится на рабочих задачах, когда вокруг столько отвлекающих факторов.
Сотрудникам сложно перестроить коммуникации полностью в онлайн
Несмотря на месяцы изоляции, далеко не все смогли приспособиться к коммуникациям в онлайн-формате. Вопросы, которые раньше решались за пять шагов до соседнего стола, теперь занимают два «зума» и десятки сообщений в чатах.
Решение всех этих проблемных вопросов лежит в плоскости онлайн-тимбилдинга, который может научить работать в условиях неопределенности, помочь преодолевать страх и неуверенность и дать пространство для нерабочих коммуникаций.
Главное — чтобы это был осмысленный процесс, а не разовая активность.
Принципы эффективного тимбилдинга в онлайн
После того как определены цели и задачи , можно перейти к определению формата. Но какой бы формат не выбрала организация, есть несколько общих принципов для тимбилдинга в онлайн:
Динамика
Онлайн-формат требует больше внимания к визуальной и звуковой составляющей. Удерживать внимание и вовлекать участников, сидящих перед экранами, сложнее, чем при живом общении.
Вовлечение
Второй принцип онлайн-тимбилдинга — максимум вовлеченности участников. Коммуникация должна быть двусторонней, а у сотрудников должен быть инструмент влияния на контент. Это стоит учитывать при выборе виртуальной площадки.
Адаптация и персонализация
При всем многообразии типовых механик онлайн-тимбилдинга залог его эффективности в адаптации под задачи и специфику конкретной компании. Здорово, если есть возможность брендировать виртуальную площадку, но гораздо важнее — включить в сценарий какие-то резонансные инсайты и внутрикорпоративные «фишки».
Харизматичный ведущий
Для онлайн харизма и энергетика ведущего даже важнее, чем для офлайн. Далеко не каждый, даже опытный, ведущий живых событий может «зажигать» и вдохновлять аудиторию у мониторов. Вести прямой эфир, удерживая внимание участников, — особый навык, наличие которого у ведущего – musthave успешного онлайн-тимбилдинга.
Неформальное общение и узнавание друг друга
Самое ценное в тимбилдинге — возможность познакомиться с коллегами в неформальной обстановке, узнать друг друга лучше. Обычно при очных мероприятиях это происходит как бы само собой, в ходе непринужденного общения. В онлайн среде люди более закрыты — вряд ли участники захотят просто так писать друг другу личные сообщения, чтобы поболтать. Неформальными коммуникациями в онлайн тоже нужно управлять, и этот момент должен быть отражен в сценарии.
Простота технологий
В онлайн-формате и так слишком много новизны и нестандарта, чтобы еще нагружать участников сложным подключением и настройкой. Чем проще и удобнее участнику подключиться к событию в онлайн, тем лучше. Подробные инструкции и простые алгоритмы помогут сгладить стресс от непривычного формата.
Перестраховка
Самая большая беда онлайн-форматов — зависимость от технологий. Простая предусмотрительность поможет снизить риски. У вас всегда должен быть дублирующий канал интернет-доступа, запасной ноутбук, запасная гарнитура и план действий на случай неисправности оборудования или перебоев с интернет-соединением.
Ещё по теме: 12 самых популярных сценариев онлайн-тимбилдинга.