Найти тему

Сюжетно - ролевая ритмическая гимнастика дошкольников.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Сюжетно - ролевая ритмическая гимнастика дошкольников включает в себя:

* Движение

* Музыка

* Сказка

* Игра

* Театр

Жан - Далькроз в начале века в звук движение вложил
- В основание системы он фундамент заложил.
Позже физиолог Купер ключ к здоровью в ней открыл - Аэробный механизм досконально изучил.
Мы ж добавив к той системе сказки вкус, игры задор,
Музыки веселой море и движений целый рой, Получили в результате педагогику занятий, Возведенную в квадрате. Интеграцией она обеспечена сполна!
Эффективней заниматься физкультурой в ритме танца!
Силу, ловкость, ум, вниманье развивают те заданья.

Давайте начнем с того, что такое ритмическая гимнастика вообще?

На практике - это выполнения комплекса физических упражнений поточным методом под музыку в полном согласовании с ней. Ритмическая гимнастика похожа на бег по своей нагрузке.

Поточный метод - это когда учащиеся выполняют одно и то же упражнения по очереди один за другим без перерыва. Удобен при выполнении акробатических упражнений, лазания, прыжков.

Э. Ж. Далькроз. Из открытых источников.
Э. Ж. Далькроз. Из открытых источников.
Впервые термин "ритмическая гимнастика" введен швейцарским педагогом и композитором Эмилем Жак - Далькрозом на рубеже XIX - XX веков. Как - то однажды работая с нерадивыми учениками, которые никак не могли выучить музыкальную грамоту. Он детям сказал: "Идите и ходите под музыку". И он заметил, что выполняя какие - то простейшие двигательные действия его ученики быстрее стали осваивать музыкальную грамоту. Так и началась ритмическая гимнастика. Она стала очень популярной у нас в России.

Американский врач Кеннет Купер во второй половине XX века обосновал оздоровительный эффект аэробики, одним из средств которой является ритмическая гимнастика.

Есть пять "китов" аэробики:

  • лыжная ходьба
  • плавание
  • езда на велосипеде
  • бег
  • ходьба

Сюжетно - ролевая гимнастика на практике - это выполнение комплексов физических упражнений поточным методом в полном согласовании с музыкой и содержанием сказок, по сюжетам которых они формируются.

Рассмотрим более детально каждый компонент сюжетно - ролевой гимнастики.

Театр как яркое проявление игры - драматизации способствует проникновению в образ героев и выразительному выполнению упражнений, эмоциональному развитию детей.

Игра активизирует мыслительные процесс и двигательные возможности ребенка, создает положительный эмоциональный фон занятий.

Музыка организует двигательные действия детей и эмоционально воздействует, вызывая у них ответную реакцию в виде выразительных движений.

Сказка знакомит с литературой, обогащает духовно, закладывает нравственные начала.

Движение способствует развитию морфофункциональных систем, психических функций, интеллектуальных и коммуникативных способностей ребенка. Их бесконечное множество, им нет числа.

Основная гимнастика - бег, ходьба, прыжки, общеразвивающие упражнения, строевые упражнения, равновесия, повороты). Она включает:

- Упражнения на снарядах - скамейка, шведская стенка, фитбол, батут).

- Упражнения с предметами - мяч, скакалка, гимнастическая палка, шарф, лента.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Театр. Есть специальные средства двигательной выразительности - жесты, пантомимика, ритмопластика. Придают занятиям эмоциональность, непосредственность.

Важная особенность движений: отражают характер героев сказок, их действия и взаимодействия, помогая создать художественный образ.

Что касается музыки, то любое музыкальное произведение имеет четко выраженную логическую структуру, в соответствии с которой выстраиваются отдельные упражнения, их связки и комплекс физических упражнений в целом. И комплекс ритмической гимнастики и музыкальное произведение с точки зрения структурного подхода имеют много общего. Обладая эмоционально - образным содержанием, музыка вызывает у детей рефлексию (ответную реакцию) в виде выразительных движений.

Сказка - это первое произведение литературы в жизни ребенка, ее содержание лежит в основе сюжета, по которому формируется комплекс ритмической гимнастики.

Игра является неотъемлемой частью сюжетно - ролевой ритмической гимнастики. Самым ярким его проявлением является метод игры - драматизации, позволяющий разыгрывать сюжет сказки по ролям, тем самым превращая деятельность в рамках сюжетно - ролевой ритмической гимнастики в театральную деятельности.

Основные закономерности построения комплекса упражнений по пособию "Сюжетно - ролевая ритмическая гимнастика. Методические рекомендации к программе по физическому воспитанию дошкольников":

1. От простого к сложного.

2. От менее амплитудного движения к более амплитудному.

3. От медленного к более высокому темпу выполнения упражнений.

4. Конечная поза одного упражнения является исходным положением для следующего, что обеспечивает поточный характер их выполнения, а значит высокую моторную плотность занятий.

5. Пик физической нагрузки приходится на основную часть, к заключительной она снижается.

6. Пик физической нагрузки приходится на основную часть, к заключительной она снижается.

7. Упражнения различной направленности рассеяны по всему комплексу.

Н.А.Фомина, доктор педагических наук, профессор.