Сюжетно - ролевая ритмическая гимнастика дошкольников включает в себя:
* Движение
* Музыка
* Сказка
* Игра
* Театр
Жан - Далькроз в начале века в звук движение вложил
- В основание системы он фундамент заложил.
Позже физиолог Купер ключ к здоровью в ней открыл - Аэробный механизм досконально изучил.
Мы ж добавив к той системе сказки вкус, игры задор,
Музыки веселой море и движений целый рой, Получили в результате педагогику занятий, Возведенную в квадрате. Интеграцией она обеспечена сполна!
Эффективней заниматься физкультурой в ритме танца!
Силу, ловкость, ум, вниманье развивают те заданья.
Давайте начнем с того, что такое ритмическая гимнастика вообще?
На практике - это выполнения комплекса физических упражнений поточным методом под музыку в полном согласовании с ней. Ритмическая гимнастика похожа на бег по своей нагрузке.
Поточный метод - это когда учащиеся выполняют одно и то же упражнения по очереди один за другим без перерыва. Удобен при выполнении акробатических упражнений, лазания, прыжков.
Впервые термин "ритмическая гимнастика" введен швейцарским педагогом и композитором Эмилем Жак - Далькрозом на рубеже XIX - XX веков. Как - то однажды работая с нерадивыми учениками, которые никак не могли выучить музыкальную грамоту. Он детям сказал: "Идите и ходите под музыку". И он заметил, что выполняя какие - то простейшие двигательные действия его ученики быстрее стали осваивать музыкальную грамоту. Так и началась ритмическая гимнастика. Она стала очень популярной у нас в России.
Американский врач Кеннет Купер во второй половине XX века обосновал оздоровительный эффект аэробики, одним из средств которой является ритмическая гимнастика.
Есть пять "китов" аэробики:
- лыжная ходьба
- плавание
- езда на велосипеде
- бег
- ходьба
Сюжетно - ролевая гимнастика на практике - это выполнение комплексов физических упражнений поточным методом в полном согласовании с музыкой и содержанием сказок, по сюжетам которых они формируются.
Рассмотрим более детально каждый компонент сюжетно - ролевой гимнастики.
Театр как яркое проявление игры - драматизации способствует проникновению в образ героев и выразительному выполнению упражнений, эмоциональному развитию детей.
Игра активизирует мыслительные процесс и двигательные возможности ребенка, создает положительный эмоциональный фон занятий.
Музыка организует двигательные действия детей и эмоционально воздействует, вызывая у них ответную реакцию в виде выразительных движений.
Сказка знакомит с литературой, обогащает духовно, закладывает нравственные начала.
Движение способствует развитию морфофункциональных систем, психических функций, интеллектуальных и коммуникативных способностей ребенка. Их бесконечное множество, им нет числа.
Основная гимнастика - бег, ходьба, прыжки, общеразвивающие упражнения, строевые упражнения, равновесия, повороты). Она включает:
- Упражнения на снарядах - скамейка, шведская стенка, фитбол, батут).
- Упражнения с предметами - мяч, скакалка, гимнастическая палка, шарф, лента.
Театр. Есть специальные средства двигательной выразительности - жесты, пантомимика, ритмопластика. Придают занятиям эмоциональность, непосредственность.
Важная особенность движений: отражают характер героев сказок, их действия и взаимодействия, помогая создать художественный образ.
Что касается музыки, то любое музыкальное произведение имеет четко выраженную логическую структуру, в соответствии с которой выстраиваются отдельные упражнения, их связки и комплекс физических упражнений в целом. И комплекс ритмической гимнастики и музыкальное произведение с точки зрения структурного подхода имеют много общего. Обладая эмоционально - образным содержанием, музыка вызывает у детей рефлексию (ответную реакцию) в виде выразительных движений.
Сказка - это первое произведение литературы в жизни ребенка, ее содержание лежит в основе сюжета, по которому формируется комплекс ритмической гимнастики.
Игра является неотъемлемой частью сюжетно - ролевой ритмической гимнастики. Самым ярким его проявлением является метод игры - драматизации, позволяющий разыгрывать сюжет сказки по ролям, тем самым превращая деятельность в рамках сюжетно - ролевой ритмической гимнастики в театральную деятельности.
Основные закономерности построения комплекса упражнений по пособию "Сюжетно - ролевая ритмическая гимнастика. Методические рекомендации к программе по физическому воспитанию дошкольников":
1. От простого к сложного.
2. От менее амплитудного движения к более амплитудному.
3. От медленного к более высокому темпу выполнения упражнений.
4. Конечная поза одного упражнения является исходным положением для следующего, что обеспечивает поточный характер их выполнения, а значит высокую моторную плотность занятий.
5. Пик физической нагрузки приходится на основную часть, к заключительной она снижается.
6. Пик физической нагрузки приходится на основную часть, к заключительной она снижается.
7. Упражнения различной направленности рассеяны по всему комплексу.
Н.А.Фомина, доктор педагических наук, профессор.