Теоретический минимум
Почему постап популярен на Западе? Задавленный правилами писанными и неписанными человек "свободного" общества приходит в кино, чтобы помечтать о мире, в котором решают только скорость, сила и оружие. В постапе нет закона, нет богатства, нет цивилизации и человек, избавленный от "химеры совести", зато снаряженный девятимиллиметровым убивателем вершит свой путь через руины и берет своё, так где он увидит своё. Никаких правил - одна только воля героя, с которым так приятно отождествлять себя зрителю, чуть дышащему под тяжестью кредитов, законов и предписаний.
Почему постап популярен в России? По причинам, ровно противоположным: российский постап -- это про то, как человек, оказавшись на руинах мира отстраивает его заново, но уже по своему разумению, отстраивает его правильным и справедливым. Ну, как -- "справедливым"? В той мере, что, соответствует авторским представлениям о справедливости. С учетом имеющихся у героя возможностей. Российский постап это как раз про то, что мы тут сейчас придумаем правила, по которым все и каждый будут счастливы, а кто не будет, тех мы перевоспитаем трудом и голодом.
И в том и в другом случае самое важное - наличие героя, который умнее, сильнее, быстрее всех других и снабжен гораздо лучшим оружием, чем все другие. Одно из стыдных удовольствий постапа - это мечта о том, как ты "надаешь всем этим мразям", кем бы они ни были - хулиганами из соседнего двора, начальниками, чиновниками, инородцами, иноверцами или кем-то еще, кто тебе не нравится. Поэтому постап -- обязательно про то, как бьют, стреляют, жгут из огнемета или расстреливают из реактивных минометов -- это уж у кого какие предпочтения.
Практические занятия
В мире, который построен сериалом "Молодые и сильные выживут" (который, кстати, можно посмотреть вполне легально на ютубе) закон и общество прекратили свое существование: однажды все заснули, а проснулись не все - только молодые и сильные. Да и то полностью проснулся не каждый - кто-то так и остался, словно в полудремоте, с отключенным интеллектом, сохранив только основные реакции - еда, размножение, доминирование. Это "тупые" - говорящие животные, основное население этого мира. Есть еще "адекваты", те, кто проснулся полностью. Есть версия, что тупые тоже когда-то проснутся - все или почти все, но когда это случится - не ясно. А пока адекваты должны как-то обустраиваться в таких вот условиях.
И кто-то в этих условиях сколачивает банду, кто-то создает нечто похожее на государственное управление, кто-то пытается смастерить фаланстер мира и любви. Наш герой - Гош (Илья Малаков) - живет в этом месиве тупарей и адекватов по законам Дикого Запада. Ну, то есть буквально - одинокий стрелок в среднерусском пейзаже. В повести Олега Дивова, по которой поставлен сериал, про это много, в сериале ковбойской романтики почти не осталось, кроме некоторых элементов костюма. Но да мы не будем разбираться в отличиях текста и фильма - слишком много на это уйдет времени, мы сразу про фильм.
Добро в сериале обязано быть с кулаками, без них оно умирает с вилами в грудной клетке. Кстати, персонификацию добра в фильме реально жалко: Сан Сеич, человек, уверенный, что это его ответственность - заботится о пробуждающихся, еще и сыгран самым интересным актером сериала Кириллом Кяро. Но Сан Сеичу удалось собрать несколько человек, которые ведут себя именно как люди: заботятся друг о друге, пытаются выстраивать отношения с тупарями, наладить какое-то хозяйство. Большинство других персонажей заняты тем, что хитрят, выгадывают и увлеченно реализовывают свои дурные наклонности.
Ах, да! Еще есть экипаж МКС, спустившийся на Землю из своего высокотехнологического поднебесья и пытающийся разобраться с тем, что тут происходит.
Получилось или нет?
Как и в большинстве современных российских работ хорошего в сериале навалом - профессиональная картинка, например. У нас очень хорошо научились ставить свет, работать с камерой, использовать средства монтажа и вообще. Со звуком все в порядке, музыка подходящая.
С содержанием сложнее. Вообще идея экранизировать Олега Дивова - мягко говоря, не бесспорна. Обласканный жюри многочисленных премий, любимый фэндомом, он раз за разом радует нас произведениями, написанными прекрасно, но совершенно непонятно зачем. Мастеровитые, добротные, старательные - они не удивляют. И вот по одному из этих мастеровитых и старательных произведений получился такой же мастеровитый, старательный и вполне качественный сериал. В котором немного про то, что человеком нас делает память, немного про то, как нас меняет власть, про то, как тонка грань между добром с кулаками и лицемерным злом, много еще про что. Если знать, что изначальный текст написан по мотивам одного из снов Олега Дивова, то сериалу можно простить некоторую "сновидческость" - смешение отдельных сюжетов, которые чередуются один за другим, связанные только героями и некой, довольно нечеткой логикой. В последней серии мотив сна проступает на поверхность совсем чётко, приводя главного героя к развязке.
Из того, что не получилось - не получились тупые. Они должны были бы быть страшными и отвратительными. Не как зомби из "Ходячих мертвецов", а как хулиганская кодла из тёмной подворотни. Вот если бы таких тупарей в сериале было много, если бы при каждом их появлении зритель по жестам, по равнодушному взгляду, по невнятной манере говорить, по всем тем с детства нам знакомым приметам чувствовал опасность, тогда да - становился бы понятен нравственный подвиг Сан Сеича, который и в этих отморозках видел людей и стало бы понятно, почему так отвратительны те адекваты, которые сколачивают тупых в банды и используют их как пехоту.
Ну и тогда финал, в котором герои возвращаются к некому подобию нормальной жизни, стал бы чем-то подобным пробуждению от тяжкого и долгого сна.
Увы, не срослось. Сериал можно смотреть, а можно не смотреть. Он мог бы стать большим и значимым произведением, если бы создатели не следовали за текстом Дивова - Олег Игоревич, вполне себе российский интеллигент, снабжённый, как ему и положено, точным знанием того, что правда у каждого своя, но способностью выбрать между правдами или придумать собственную правду не обладающий. Если бы Дивов не заманил создателей сериала в свою рефлексию, если бы киноделы сконцентрировались на чем-то одном: на борьбе за власть или на борьбе за человечность, на поиске памяти о своей единственной любви или на том, как сражаются разные представления о справедливости, или же хотя бы на попытках восстановить цивилизацию - на какой-то одной из тех тем, которые история Дивова лишь потрогала нерешительно, тогда мог бы получиться отличный фильм. Но, может быть, в следующий раз. Это утешение стало нам уже привычным, за последние тридцать лет мы часто произносим эту фразу - "может быть в следующий раз". Вот и сейчас тоже.
Кстати, у нас на сайте появился обзор новых фантастических фильмов декабря 2020-го. Ситуация с кинопрокатом, надо сказать, не радует, но может вы что-то подберете для себя?