Найти тему
Заметки с Сакмары

Оренбургский платок: пуховые легенды

Оглавление
В этот вьюжный неласковый вечер,
Когда снежная мгла вдоль дорог
Ты накинь, дорогая, на плечи
Оренбургский пуховый платок.

Большинство людей помнят или хотя бы раз слышали эти строки, но мало кто знает, как появился один из главных символов Оренбуржья и России — пуховый платок. Об этом и пойдёт речь в нашей статье.

Главный инструмент для ручного вязания — веретено
Главный инструмент для ручного вязания — веретено

Возникновение промысла

Началось всё более двух веков назад. По преданию, прибывшие на Урал первые русские переселенцы были удивлены лёгкому облачению калмыкских и казахских джигитов. В качестве подкладки под свои лёгкие одежды они использовали платки, связанные из козьего пуха. Тогда платок имел только одну функцию — согревать, и был сшит «вглухую», т. е. без особых изысков и причудливых узоров.

Позже русские казачки превратили пуховый платок в настоящее произведение искусства.

Существует легенда, что шаль, созданная уральской казачкой для Екатерины Второй, настолько ей понравилась, что она приказала сделать мастерицу слепой, чтобы та уже никогда не смогла создать такое же уникальное изделие и никто не смог бы повторить её шедевр. Однако дочь, обученная своей матерью, поведала секреты пуховязания другим казачкам, так что платки с уникальными узорами и дальше появлялись на Урале и радовали всех своей неповторимой красотой.

Процесс создания символа Оренбуржья
Процесс создания символа Оренбуржья

Родиной зарождения пуховязального промысла является село Жёлтое, Саракташского района, Оренбургской области. Именно там, впервые, из-под спиц казачек вышла первая ажурная паутинка.

Исследователь и этнограф Пётр Рычков первым обратил внимание на целебные свойства платков. В XVIII веке он предложил организовать пуховязальный промысел в крае. Многие казачки собирались в доме Рычковых, осваивали новое мастерство и оттачивали навыки. И уже в начале 19 века не только пух, но и пуховые платки были товаром, который был известен и за пределами оренбургского края. Наряду с ткаными платками, затем и набойчатыми платками они были востребованы всеми слоями населения.

Несмотря на свою легкость, платок очень греет зимой
Несмотря на свою легкость, платок очень греет зимой

Пуховые легенды

Существует множество легенд, связанных с пуховязальным промыслом и повествующих о мастерстве оренбургских мастериц. Например, легенда о старухе Богунчихе.

Узоры пухового платка
Узоры пухового платка

Богунчиха была очень искусной вязальщицей. Платки, сделанные её руками, были самыми легкими, самыми тонкими и самыми красивыми. Однако не только золотые руки были у мастерицы, но еще и очень чёрствое сердце и завистливый характер. Богунчиха всегда боялась, что кто-то сможет создать пуховый платок лучше, чем у неё. Своими секретами вязания старуха не делилась ни с кем, в дом посторонних не впускала. Одно желание было у неё — прослыть самой искусной мастерицей и оставаться таковой даже после смерти. Но однажды стало известно, что в соседнем селе молодая казачка вяжет платки, ничем не уступающие по красоте богунчихинским. Слава девушки быстро вышла за пределы её родного села. Старуха приняла эту новость очень болезненно. Не могла она поверить, что кто-то превзошел её в мастерстве вязания. Собралась Богунчиха и поехала в соседнее село, чтобы убедиться, правду ли говорят люди. Убедившись, от зависти она слегла и больше не поднялась. А все её платки, спрятанные в сундуках, моль поела. Ничего не осталось.

Считается, что паутинка ручной вязки легко проходит через обручальное кольцо
Считается, что паутинка ручной вязки легко проходит через обручальное кольцо

Оренбургский пуховый платок, несомненно, является очень ценным брендом области, который заслуживает высочайшей оценки людей во всех уголках планеты.