На задворках ставропольского аэропорта, возле авиационно-технической базы стоит старый самолёт Ан-24, возраст которого потихоньку приближается к 50 годам. Эта машина с бортовым номером RA-46495 - последнее напоминание о "Ставропольской акционерной авиакомпании"-некогда одной из крупнейших авиакомпаний Юга России.
Ан-24 в модификации РВ СССР-46495 был выпущен в 1972 году в Киеве на заводе "Авиант". С завода самолёт поступил в ставропольский объединённый авиаотряд, который недавно начал эксплуатировать Ан-24РВ. Борт 46495 стал одним из шести Ан-24РВ, полученных авиаотрядом в 1971-1973 гг.
В 1992 году ставропольский авиаотряд стал "Ставропольской акционерной авиакомпанией" (СААК). В состав флота авиакомпании вошли 11 самолётов Ан-24 разных модификаций, в том числе и борт 46495, как и все гражданские самолёты того времени сменивший регистрацию с СССР на RA.
С середины 90-х "Ставропольская акционерная авиакомпания" начала активно сдавать в аренду свои самолёты вместе с экипажами. Так Ан-24 RA-46495 оказался в Конго и выполнял рейсы для местного перевозчика Trans Air Kongo.
Своей ливреи у "СААК" не было - самолёты авиакомпании летали в советской ливрее "Аэрофлота". В Африке к бело-синей окраске добавили название Trans Air Kongo в нижней части фюзеляжа и аббревиатуру TAC на киле, чуть ниже российского триколора.
"Ставропольская акционерная авиакомпания" прекратила своё существование в 2000 году. Причиной отзыва сертификата эксплуатанта стала катастрофа Ан-24 RA-46516, разрушившегося в воздухе под Черкесском в 1997 году. Разбившийся самолёт как и борт 46495 несколько лет эксплуатировался в Африке. В условиях жаркого африканского климата под полом самолёта в районе туалета началась коррозия. По возвращению самолёт прошёл ремонт, однако очаги коррозии тогда просто закрасили. В итоге во время очередного полёта из Ставрополя в Трабзон фюзеляж самолёта не выдержал и разрушился. Погибли все находившиеся на борту 44 человека.
Когда вскрылись факты ненадлежащего техобслуживания, у авиакомпании начались проблемы. Три самолёта Ан-24 и вовсе бросили в Африке, когда комиссия по расследованию потребовала проверить состояние всех бортов "СААК". RA-46495 всё же пригнали в Ставрополь и с тех пор самолёт уже больше 20 лет стоит в аэропорту.
Сейчас Ан-24 RA-46495 используется как пожарный тренажёр для учений СПАСОП ставропольского аэропорта (подробнее о том, как тренируются бойцы СПАСОМ можно прочесть в отдельном посте). Наравне с Як-40 "Шторм" RA-60411, находящимся в музее бывшего музея 411 ГА, это последний уцелевший самолёт "Ставропольской акционерной авиакомпании".
Материалы по теме:
Секунды на спасение: как тушат самолёты?
Тигролёт: история самого необычного самолёта в России
Последнее пристанище советских самолётов в "Шереметьево"
Из России в Азию: что ждёт Ту-204 Red Wings?
Судьба самолёта: история Ту-144, дважды севшего на грунт
Пара Ту-214, Ил-18, Ми-8 и одинокий A330: аэропорт Сочи
Судьба самолёта: история Ан-24 с трассы М4
Умирающий аэродром: брошенные самолёты в Астрахани
Судьба самолёта: история Ту-144, летавшего для NASA