Для будущего карьерного развития могут помочь ваши внерабочие увлечения, которые вы, возможно, ошибочно считали бесполезными. Как направить свои хобби и интересы в нужное русло, рассказала консультант по развитию и управлению талантами Ася Соскова.
Что такое T-shaped модель навыков
В начале 1990-х годов все больше говорили о важности soft skills и необходимости владеть междисциплинарными компетенциями в противовес узкой экспертизе. Чтобы обозначить новую модель навыков и работников, рекрутеры придумали концепцию T-shaped-специалистов. Это люди с сильной экспертизой и хорошо развитыми навыками в одной сфере (вертикаль в «Т») и способностями, знаниями в областях, которые не относятся к основной сфере, но полезны в более широком контексте (горизонталь в «Т»).
Например, фотограф делает портретные фотографии. Он увлекается кино и любит соцсети. Интерес к кино помогает ему режиссировать съемку: подбирать одежду, работать с пространством, выстраивать композицию. Увлечение соцсетями помогает выбирать подходящие форматы подачи, продвижения и коммуникации с аудиторией. Фотограф становится продюсером целого продукта: влияет на тему, упаковку и продвижение, а не только качество фотографий.
Кому полезна T-shaped модель
Обычно T-shaped модель используют HR-специалисты для подбора подходящего сотрудника. Вы можете применять ее для себя: найти смысл и определить свою ценность в работе, сменить профессию или сферу, объединить интересы с работой, спланировать карьерную и образовательную траекторию.
Узкие специалисты отвечают только за конкретный тип задач и проектов. Например, копирайтер пишет текст и не работает с иллюстрациями, версткой. Со временем такой специалист станет экспертом в своей сфере, но ему будет сложнее работать в команде. За человеком с T-shaped навыками должен стоять руководитель, который распределит задачи и спланирует рабочий процесс.
Компетенции узкого специалиста могут быстро устареть. Чтобы не потерять работу и оставаться востребованным на рынке труда, следует развивать основную специализацию и интересоваться смежными сферами.
Как объединить интересы и работу
Чтобы объединить работу и интересы в собственную T-shaped модель, нужно сделать несколько упражнений:
1. Выпишите навыки и интересы. Вспомните несколько рабочих ситуаций или проектов, когда вы показали очень хорошие результаты, по вашему мнению и мнению других людей.
Например:
- Что хорошо получается и от чего вы получаете радость, удовлетворение и заряд энергии.
- Навыки, которые помогли вам добиться хороших результатов. Если их трудно определить, попросите обратную связь у коллег и руководителей.
- В чем вы неплохо разбираетесь, но еще не эксперт.
- Чем хотите заняться, но постоянно откладываете.
2. Определите основную специализацию. Основная специализация — то, что вы делаете лучше всего, получаете от этого удовлетворение и деньги.
3. Найдите дополнительные занятия. Определите интересы, которые дополнят и усилят основную специализацию. Например, если редактор интересуется образованием и саморазвитием, он может начать преподавать основы копирайтинга и сторителлинга.
4. Составьте план обучения. Определите навыки, которые хотите развить. Поставьте цели, выберите методы обучения, найдите ресурсы, подходящие курсы. Поищите наставников и профессиональные сообщества, где обмениваются опытом.
5. Пересматривайте список умений и интересов. Периодически проводите ревизию своих навыков.
Не тратьте много времени на развитие очевидно ненужных профессиональных навыков. Разучивайтесь устаревшим навыкам и развивайте новые. Рефлексируйте.
Какие бывают трудности
Первое — концепцию T-shaped нельзя использовать «правильно». Ей нельзя научиться, а конкретных правил не существует. При этом некоторые увлечения не получится объединить в цельную систему. Отнеситесь к этому как к творческому процессу и эксперименту.
Второе — иногда трудно самостоятельно провести ревизию своих способностей, навыков, экспертизы и интересов. Интересы вне рабочих рамок часто кажутся нам бесполезными, но это не так. Например, клиентам PR-агентств важно, чтобы команда специалистов разбиралась в теме их бизнеса: спорте, здоровье, образовании. Бренды, во многом основанные на ценностях, ищут сотрудников, которые будут эти ценности разделять.
Если вам трудно определить свои сильные стороны и увлечения, попросите обратную связь у людей, которые хорошо вас знают на работе и в личной жизни. Или обратитесь к коучу или тьютору.
Чем можно дополнить эту модель
- Узнайте, насколько на вашем текущем месте работы нужны T-shaped специалисты. Подумайте, какой вариант развития в профессии вам подходит и обсудите это с HR-специалистом и руководителем, которому доверяете. Если определиться трудно, попросите помощи у коуча или карьерного консультанта.
- Следите за навыками, которые будут востребованы в будущем. Проверяйте рейтинги навыков университетов и крупных компаний. Изучайте развивающиеся индустрии, общайтесь с экспертами.
- Расширяйте кругозор. Проходите бесплатные курсы, знакомьтесь с людьми из других сфер и посещайте профессиональные мероприятия. Беритесь за новые проекты, пробуйте хобби и увлечения.
- Усиливайте экспертизу в сфере, которая вам хорошо дается. Если эта сфера не ваша основная, но к ней есть способности и интерес, попробуйте углубить знания и развить навыки.
- Не переживайте, если не получается с первого раза. Самоопределение, развитие навыков, поиск своих увлечений и интересов — постоянный процесс, к которому вы будете возвращаться на протяжении всей жизни.
- Будьте гибки и пересматривайте цели. Отказывайтесь от того, что не приносит радости или не развивает навыки, даже если вы уже потратили на это много времени и средств.
- Не бойтесь ошибаться — без этого невозможно ничему научиться. Не превращайте процесс самоопределения в самоцель и еще один список дел, который вас нагружает и удручает. В конце концов, работа — не единственный способ самореализации.