Николай Чехов, старший брат Антона Павловича Чехова, часто бывал в Сокольниках и запечатлел их в своих рисунках. Об этом рассказал Александр Подорольский, исследователь жизни и творчества художника, автор альбома «Художник Николай Чехов».
Одни флиртуют, другие сплетничают
В декабре 1879 года зрители, которые пришли на Рождественскую выставку Училища живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой, с интересом останавливались у большой картины, изображавшей многолюдную толпу в вечернем парке. Нарядная публика на полотне ведет оживленные разговоры, кто-то флиртует, кто-то ссорится, кто-то зевает, старичок на скамейке, кажется, задремал. На заднем плане густая зелень, гаснет закат и можно рассмотреть столбы эстрады и решетку штакетника.
Жил «на уроках»
- Во второй половине 1870-х годов студент старшего — натурного - класса Училища Николай Чехов часто бывал в Сокольниках, - рассказывает Александр Подорольский. – В то время это было дачное и прогулочное место, причем весьма демократичное, сюда приезжала отдыхать вся Москва.
Студенты дачу снимать, конечно, не могли, они жили в Сокольниках «на уроках» - занимались с детьми, а иногда и со взрослыми живописью и рисунком, денег не брали, а получали за работу комнату и обеды, завтраки, ужины . В мае и июне 1878 года Николай, как он сообщал в письмах к родным, «жил на двух уроках» в Сокольниках. А еще на один - третий - каждый день «мерил в Москву» — то есть ходил пешком, чтобы не тратить деньги на извозчика
За картину «Гуляние в Сокольниках» 21-летнему Николаю Чехову присудили Малую серебряную медаль. Это было не только почетно, но и полезно: медаль обеспечивала право на отсрочку от воинской повинности - до тех пор, пока молодому человеку не исполнится 25 лет.
Квартет на кругу
Товарищами Николая Чехова по училищу были Исаак Левитан, Франц Шехтель, Константин Коровин. Вместе с ними в Сокольники не раз приезжал Антон Чехов, тогда студент-медик и начинающий писатель.
- Всей компанией ходили по песчаным просекам, сидели в буфете на Сокольническом кругу, слушали концерты, которые давались на дощатой эстраде. Иногда на сцену выходил и Николай Чехов — он хорошо играл на скрипке и был участником струнного квартета.
Во «Въезде Мессалины» сообразили на троих
Молодые художники не только гуляли, но и работали вместе. Так, изящную женскую фигуру в черном, уходящую прочь от зрителя на картине Левитана «Осенний день в Сокольниках», написал Николай Чехов. А Левитан, в свою очередь, помог товарищу изобразить небо на несохранившейся картине «Въезд Мессалины в Рим».
К Триумфальной арке на том же полотне приложил руку третий товарищ – Шехтель.
Студентов недолюбливали
В воспоминаниях Константина Коровина есть эпизод, описывающий приезд в Сокольники Антона Чехова на Пасху 1883 года.
Студенты вышли к буфету у железной дороги, сели за стол, покрытый скатертью, взяли с лотка у разносчика закуски: булки, сухари, балык, колбаса. Но как следует посидеть не удалось: за соседними столами шумели пьяные, они неодобрительно поглядывали на студентов, отпускали реплики, задирались. Чтобы не вступать в конфликт, пришлось ретироваться.
Атмосферу хмельного гуляния Антон Чехов изобразит в написанном через два года рассказе «На гулянье в Сокольниках». Его персонажи - художник-жанрист и дама в голубой шляпке – сидят в сокольническом буфете, на столе бутылка из-под водки и апельсиновые корки. Сначала дама конфузится, что ее спутник «жестоко пьян», а потом видит, что все вокруг - такие же. Рассказ был напечатан в журнале «Будильник и подписан «Брат моего брата».
Недописанное ухо
Разглядывая «Гуляние в Сокольниках», нетрудно заметить, что некоторые фигуры прорисованы не до конца, незакончен и передний план картины.
- При всей одаренности, Николай не отличался силой характера, волей и ответственностью, он часто не доводил начатое до конца, загорался и остывал, - говорит Александр Подорольский. - На знаменитом портрете брата, 1884 года, где Антон Павлович изображен вполоборота, ведь тоже не прорисовано ухо, художник лишь наметил его, а закрашивать не стал. Николай точно схватывал характеры и ситуации, но часто делал все на скорую руку, ему не хватало терпения.
«Небрежность, откладывание до завтра, Бахус, «некогда» и мечтания»
Необязательность проявлялась и в жизни: Николай мог не сдать работу в срок, исчезнуть на несколько дней. «Небрежность, откладывание до завтра, Бахус, «некогда» и мечтания», - писал о нем Антон.
За непосещение занятий Николая исключили из Училища. В 1883 году закончилось действие отсрочки от армии, Николаю пришлось скрываться, он жил без паспорта, менял адреса.
- Николай был мечтателем, - говорит Александр Подорольский, - обстоятельствам не сопротивлялся, когда надо было действовать, ничего не предпринимал.
Не позволяли сосредоточиться и внешние обстоятельства. «В Москве чрезвычайные развлечения, так что некогда и заниматься, а учение тормозится», — жаловался в письмах отец братьев Чеховых Павел Егорович.
Картинки с улицы
Однако тому, чем занимался Николай следующие десять лет своей жизни – он умер в 31 год, от чахотки - это развлечения не мешали. Скорее, наоборот, они стали для него предметом изучения и изображения – и принесли популярность.
- С лета 1880 года Николай начал сотрудничать в журналах как художник-график, рисовал юмористические и бытовые сценки на улице, в театрах, увеселительных заведениях, кафе, салонах, будуарах.
Он также иллюстрировал рассказы брата, сделал эскиз обложки к «Каштанке» и сборнику «Невинные речи».
Прототип «Таланта»
Тип одаренного, но безвольного художника выведен во многих произведениях Антона Чехова
- Николай стал прототипом главного героя рассказа «Талант», - говорит Александр Подорольский. - А в рассказе «На пути» Антон Павлович называет главные причины, сгубившие старшего брата: «беспечность, лень и мечтательное легкомыслие».
Свой последний рисунок Николай он сделал за две недели до смерти – в письме к врачу, где содержались вопросы о лечении и прогнозе болезни.
Это поезд, окутанный клубами дыма, он идет по высокой насыпи, впереди река, железнодорожный мост и уходящие за горизонт рельсы.
https://newsvostok.ru/wp-content/uploads/2017/11/gvo_44_2017.pdf