Итак. Страна, потерпевшая поражение во Второй Мировой Войне.
Вступление этой страны в НАТО и размещение на ее территории военных баз США.
Массовые протесты, в том числе и студенческие.
Как следствие всего вышеперечисленного — создание одной из самых нашумевших подпольных организаций "городских партизан".
Кто сказал "Фракция Красной армии"?
Нет, к ним мы вернёмся как-нибудь в следующий раз. Сегодня же речь пойдет об итальянских "Красных бригадах".
Здесь следует упомянуть, что Италия вообще славна своей историей партизанского движения — к концу Второй Мировой количество партизан насчитывало порядка 250 тыс. человек, многие из них придерживались коммунистической идеологии или хотя бы сочувствовали ей и вполне себе успешно били фашистов. Создавались даже целые партизанские республики.
В двух словах пробежимся по ситуации в Италии второй половины 20 века. После окончания Второй Мировой Италия сближается с США, получает по плану Маршалла помощь. Происходит так называемое "итальянское экономическое чудо" — страна из аграрной ударными темпами становится индустриальной. Однако, это касается не всей Италии — если Север становится вполне себе промышленным регионом, то Юг стагнирует. Как следствие, именно на юге цветет пышным цветом преступность, вплоть до того, что мафия напрямую воздействует на политику.
Тем временем, Италия вступает в НАТО и размещает на своей территории их военные базы.
В политике дела обстоят следующим образом: парламентское большинство принадлежит Христианско-Демократической партии. ХДП поддерживает Ватикан, а Папа Пий XII последовательно выступает против коммунистов. В обществе растут ультраправые настроения.
ХДП пытается придерживаться центристской политики, с переменным успехом лавируя между социальными уступками и консерватизмом. Трудящиеся протестуют против закрытия "нерентабельных" предприятий, крестьяне захватывают земли помещиков. Возникает такая форма борьбы рабочих за право на труд, как "забастовка наоборот". Демонстрация и забастовки жёстко подавляются полицией. Влиятельнейшие члены ХДП оказываются замешаны в коррупционных скандалах. Коммунистов последовательно выдавливают из госучреждений. Ужесточается цензура.
Наконец, в 1963 году стараниями председателя Совета министров Италии Альдо Моро заключается так называемый "исторический компромисс" между ХДП (к его левому крылу принадлежал Моро) и Итальянской Социалистической партией. Запомним имя этого человека — в дальнейшем нам оно ещё встретится.
Вот мы и подошли к интересующему нас времени. В 1968 году Европа охвачена студенческими волнениями, в Париже алым расцветают события "Красного мая", в ФРГ — массовые демонстрации после покушения на Руди Дучке. Не исключение и Италия, где рабочие профсоюзы захватывают под свою власть предприятия, студенты выходят на улицы, беснуется ультраправые. Христианские демократы на тот момент себя достаточно дискредитировали, и молодежь не сомневается, что стране нужны самые радикальные перемены. Многие героические партизаны Второй Мировой с ними полностью согласны.
12 декабря 1969 года Милан сотрясает взрыв. В отделении национального аграрного банка на Пьяцца Фонтана взорвана бомба. 17 человек погибло, ещё 88 ранено. Этот теракт и по сей день считается одним из крупнейших в Италии. Полиция задерживает анархиста Джузеппе Пинелли, бывшего партизана. Пинелли при странных обстоятельствах гибнет прямо во время допроса — как сообщит потом полиция, он случайно выпал в открытое окно. В дальнейшем выясняется, что Пинелли был невиновен. Левые приходят в ярость, они убеждены, что теракт устроили спецслужбы, возможно, руками ультраправых, чтобы обвинить в произошедшем их, левых.
И, наконец, 1970 год. Северная Италия. Маленькая горная деревушка. На фоне пасторального пейзажа встречаются четверо — два студента-социолога Ринато Курчо, его девушка (в дальнейшем - жена) Маргарита "Мара" Кагол, рабочий Марио Моретти и адвокат и потомственный революционер Альберто Франческини. Четверка сходится во мнении — Итальянская Коммунистическая партия предала идеалы мировой революции и "обуржуазилась" (основания так говорить у них действительно были, ИКП отошла от идеи революционной борьбы, заявив об "итальянском пути к коммунизму" через реформы). А значит, надо вспомнить славные традиции партизан и взять борьбу в свои руки.
Так были созданы "Красные бригады" (Brigate Rosse). Тогда же придумали эмблему — пятиконечную звезду на красном фоне. Позднее Франческини вспоминал, что у них все никак не получалось нарисовать пять одинаковых лучей у звезды, в итоге, новоиспечённые "бригадисты" решили, что так даже лучше. Эмблема нарисована, можно переходить к
решительным действиям.
Подобно RAF, начавшим когда-то с "зажжения факела в честь Вьетнама" (поджог универмага во Франкфурте), бригатисты тоже устроили локальный пожар, раз уж до пожара мировой революции пока не дотягивали. Они поджигали машины фабрикантов, затем устроили поджог на стоянке грузовиков завода Пинелли, о чем в газетах вышла заметка… Больше никакого эффекта поджоги не возымели. Требовалось что-то другое.
Бригатисты сменили тактику. Они похитили Идальго Маккьярини, управляющего заводом SIT-Siemens. С ним провели воспитательную беседу, сделали фото на память, после чего Маккьярини отпустили на свободу, а его фото в гостях у BR облетело передовицы всех итальянских газет. В дальнейшем бригатисты проделывали этот трюк ещё не раз: похищали "классов врагов", проводили воспитательные беседы, читали лекции по марксизму, фотографировались на память и отпускали проклятых капиталистов невредимыми.
Следующая громкая операция будет осуществлена 18 апреля 1974 года. Бригатисты похищают судью Марио Сосси, "прославившегося" своей суровостью в отношении леворадикалов. В обмен на него бойцы BR требуют освободить членов радикальной организации "Группа 22 октября". Действие происходит в Генуе — и магистратура уже готова согласиться на сделку, когда в дело вмешивается лично премьер-министр. Мнения командиров BR расходятся, Альберто и Мара согласны его отпустить, Марио же настаивает на убийстве Сасси. В итоге его все же отпускают.
Тем временем, в ответ на действия BR усиливается активность неофашистов. И уж они-то не церемонится и не проводят воспитательных бесед. Ультраправые устраивают теракты, вследствие которых гибнут десятки, сотни получают ранения. Разница в подходах очевидна, и народная поддержка "Бригад" только растет.
Однако, в сентябре 1974 года Альберто и Ринато арестованы. В лучших традициях любовных линий из криминальных фильмов, Ринато освободит лично Мара, пронеся в здание, где его содержат, автомат под пальто. Однако, счастье не будет долгим — на следующий день их накроет полицейская облава, Мара будет убита, а Ринато вновь арестуют спустя несколько дней.
Курчо и Франческини, а с ним и весь первоначальный состав "Бригад" арестованы — казалось бы, это означает разгром… Но во главе BR встал Моретти. И действовать он начал куда более жёстко.
8 июня 1976 года был расстрелян генеральный прокурор Генуэзской республики Франческо Коко — он должен был участвовать в суде над Курчо и Франческини. Арестованные бригатисты объявили себя политзаключенными и отказались от адвокатов. В свою очередь, бойцы BR, оставшиеся на свободе, объявили, что любой, кто согласится участвовать в процессе над бригатистами в качестве адвоката или присяжного, будет казнён. Далее следует целая серия расправ.
Затем Моретти открыл сезон охоты на журналистов. Его не устраивало то, как действия BR освещаются в прессе. Нет, журналистов не убивали, по крайней мере, поначалу — им простреливали колени (пошутить бы про дорогу приключений, да слишком цинично получится). В итальянском языке даже новое слово для такого вида расправы придумали — gambizzazione ("стрельба по ногам").
И, наконец, 16 марта 1978 года — Opus Magnum Моретти — бригадисты похищают премьер-министра Италии Альдо Моро (помните, я просила вас запомнить это имя?). BR выдвигает требования — освободить Курчо и остальных заключённых. Полиция пытается найти и освободить Моро. К слову, к поискам подключают даже экстрасенсов… 55 дней длится переписка BR, итальянского правительства и Моро, который пишет всем, включая Папу… Однако, данный роман в письмах ни к чему так и не приводит. Соглашение не достигнуто. Моро убит. И если раньше "Бригадам" сочувствовали многие итальянские политики — то теперь от них отворачиваются практически все.
Последующие жёсткие меры по разгрому BR и не менее жёсткие ответные действия бригатистов, а также насилие со стороны прочих организаций-сторонниц вооруженной борьбы получит название "Anni di piombo" — "Свинцовые годы".
4 апреля 1981 года будет арестован Моретти. "Красные бригады" обезглавлены. Однако, это не означает, что им пришел конец.
Дальше будут регулярные заявления властей об "окончательном разгроме", будет "ребрендинг", будет громкое похищение американского генерала, будут продолжающиеся едва ли не до 2006 года теракты… Но всё это, как водится, уже совсем другая история.
Автор - Алина Говенько