Найти тему
Совсем не Бараш

Почему мы не уходим? Про работу... Как все объяснил Фромм.

Я, как и большинство моих бывших коллег, ненавидел свою работу. Вначале было терпимо, но потом... Рутина, бесконечные нагоняи от начальства, клиентура, у которой семь дней на неделе ПМС. Коллектив был единственным лучиком света в этом царстве социальной несправедливости. Но мы, почему-то, не уходили с нелюбимой работы, хоть и частенько грозились. Мы продолжали этот путь, словно бурлаки на Волге. В чем же была причина такого упорства? Зарплата? Нет, денег было немного, не составит труда найти новую вакансию с соизмеримой ЗП. Перспективы? Тоже нет, ими даже и не пахло. Осознание социальной значимости данного занятия? Явно мимо.

-2

Эрих Фромм объяснил данное явление еще в прошлом столетии, в своем труде: "Бегство от свободы". Человек, за свою историю, добился того, чего хотел. Он стал невероятно свободен, однако, сбросив оковы, стал невероятно одинок. Он больше не принадлежал к феодальному сословию, крестьянской общине, религиозной пастве, ремесленному цеху... Но теперь он один. И это одиночество невыносимо нашему нутру. Личность хочет быть частью чего-то большего, частью системы. Она готова пожертвовать своей свободой, просто, ради места, куда нужно пойти и где её ждут - стать значимой для кого-то или чего-то. Мы дарим свою индивидуальную свободу, ведь мы не знаем, что с ней делать! В "вольном плавании" чувствуем себя ненужными для социума и отчужденными от него, а вне общества, личность не может существовать.

-3

Став частью небольшой системы, будь-то магазин "Магнит", ресторан, офис, завод (и т.д.), личность чувствует свою причастность и со временем, привыкает к своему рабочему месту, боится его потерять, боится изоляции и одиночества. Здесь она и попадает в ловушку. Маленькая система вырастает из большей. Верхушка пирамиды - само общество, в широком смысле этого понятия. Оно обусловлено принципами своего времени. Так, современное капиталистическое мышление навязывает индивиду бесконечную погоню за валютой, как высшим показателем социального статуса. Эрих Фром утверждает, что под гнетом общества, человек не замечает, как отказывается от своих желаний. Человек ведет себя так, как желает того общество. Люди могут не замечать, что начинают мыслить именно так, как этого хочет общество. При этом со временем человек становится более зависим от окружающих. Так, мы становимся рабами, не мыслящими самих себя без оков. Представим себе любого современного работника, допустим, Бориса. Боря - менеджер в крупной фирме. Он чувствует себя нужным, полноценной частью большой системы, при этом, не самой маленькой! Его уважают,ему есть куда пойти и чем заняться. Но кто он, без своей работы? Кто он без своих оков? Он становится просто Борей, и мысль о такой потере, наверняка, приводит Бориса в ужас...

-4

Эрих Фромм анализирует социально-психологические причины возникновения и укрепления тоталитарных обществ на примере нацизма в Германии. Тираны не возникли сами по себе – они опирались на поддержку  народа, коллективные страхи, коллективные бессознательные стремления. На людей, которые не умели быть свободными  и стремились отдать свою судьбу во власть высших сил в обмен на защиту и психологический комфорт.  Действительно, средний член тоталитарного общества, который не задумывается том, что его свобода ограничена, чувствует себя столь же спокойно и уютно, как человек Средневековья – все кругом понятно, просто, ты не одинок, поскольку окружен такими же, как ты, Король и Бог заботятся о тебе. Проявления индивидуальности и  спонтанности в рыночной реальности так же редки, как при тоталитаризме и так же приравниваются к бунту. Разве что  теперь за это не бросают в концлагерь, а подвергают осуждению и ненавязчивой социальной депривации – если ты «не такой, как все», твой уровень жизни и социальный статус неизбежно снижаются.

Будьте свободны и не будьте одиноки, если это возможно)