Ассертивность является не только важным условием успешности деловых взаимодействий, но и одним из основных факторов эффективной жизнедеятельности.
Раскрытие понятия ассертивности (ассертивного поведения и общения)
В самом общем смысле, ассертивность – это способность человека быть независимым от мнений, оценок и влияний окружающих, и способность добиваться желаемого во взаимодействиях с другими людьми.
Ассертивность представляет собой такой стиль взаимодействия, когда в максимальной мере учитываются интересы взаимодействующих сторон. Понятно, что каждая сторона имеет свои интересы, но в то же время есть область, где эти интересы пересекаются – область общих интересов. Надо лишь найти данную область, чтобы получить полноценное сотрудничество с максимальным учётом интересов и прав взаимодействующих сторон.
Помимо указанного, ассертивность подразумевает уважительное отношение к другому человеку, восприятие его, как партнёра, равного себе, и нацеленность на конструктивный диалог и полезное сотрудничество. Это ассертивный стиль поведения и общения, который боле эффективен, чем принятие на себя агрессивной (главенствующей) роли во взаимоотношениях (что может выражаться в высказывании порицаний, осуждений и т.п.), и чем принятие пассивной роли (что может выражаться в нежелании доставлять собеседнику неудобства, в полном согласии с его мнением и т.п.).
Жизнь в обществе означает постоянное взаимодействие с людьми. Следовательно, чем человек лучше научится взаимодействовать, тем комфортнее ему будет и тем бóльших успехов он сможет достичь. Это подтверждают исследования, согласно которым ассертивные личности чаще добиваются успехов в различных областях жизнедеятельности, где хоть в каком-то виде существуют межличностные отношения (а это не только профессиональная сфера и сфера финансового благополучия). Следовательно, развитие ассертивности представляется весьма важным для каждого, кто живёт в обществе.
Развитие ассертивности
Для развития и реализации ассертивного поведения и общения необходимо следующее.
- Нормальная (адекватная) самооценка (т.е. не заниженная и не завышенная).
- Принять и иметь на уровне убеждений права ассертивной личности (т.е. не просто выучить наизусть или декларировать на словах, а иметь их в качестве своих убеждений).
- Владеть навыками ассертивного взаимодействия.
Нормальная самооценка будет способствовать восприятию другого человека, как партнёра, и способствовать нацеленности на полноценное сотрудничество.
Среди прав ассертивной личности (которые в достаточной мере представлены на просторах интернета) стоит отметить следующие:
- право быть успешным;
- быть независимым и быть самим собой, не подстраиваясь под мнения и оценки окружающих;
- выражать своё мнение и менять его;
- быть выслушанным окружающими и принятым всерьёз;
- просить о чём-то других;
- получать то, за что платишь;
- говорить "да" или "нет";
- говорить "я не понимаю", "я не знаю" и т.п.;
- говорить "мне это не интересно", "мне это не нужно" и т.п.;
- совершать ошибки и быть ответственным за них;
- принимать нелогичные решения (т.е. ориентироваться не только на рациональный ум, но и на интуицию);
- право не оправдываться и не извиняться за свой стиль поведения.
Что касается навыков ассертивности, то они представляют собой "исполнительные механизмы", непосредственно реализующие эффективное взаимодействие.
Для реализации всех трёх выше указанных условий лучше всего воспользоваться помощью соответствующих специалистов – психологов, владеющих необходимыми методиками реализации изменений.