В программе инопланетяне, зомби, поющие куклы, трудные подростки и многое другое
Питер Джексон - один из самых талантливых режиссеров современности и самых влиятельных деятелей индустрии. Именно он поднял ставшую эталонной фэнтези-трилогию Властелин колец, а затем спасал зашедшего в тупик Хоббита. Он дал путевку в жизнь Нилу Бломкампу, а также основал студию спецэффектов Weta Digital, в портфолио которой не только его собственные фильмы, но и, например, Аватар, Алита и трилогия Планета обезьян.
Но начинал свой творческий путь Питер с совсем другого кино, и тогда, наверное, было непросто предсказать, к чему это приведет. Это я не про качество, а про направленность.
Самую мякотку описать и показать на картинках не смогу, а то здешние алгоритмы цензуры зверствуют.
Долина (1976)
Еще будучи подростком и фанатом Рэя Харрихаузена, Питер создал 20-минутное приключенческое кино про попаданцев во временной разлом. Использовал покадровую анимацию, сам же и мастерил фигурки. Эту историю про попаданцев во временной разлом он снял на камеру Super 8, а показали ее на местном детском канале. Я фильм чего-то не нашел. Если кто-то знает, где посмотреть, буду признателен.
Инопланетное рагу aka Плохой вкус (1987)
Полнометражный дебют выглядит как если бы вы снимали с пацанами любительское кино про инопланетное вторжение (в этот раз с целью набрать мясца в межгалактическую фаст-фуд сеть), а правительство в процессе подкинуло вам деньжат. Примерно так оно и было.
Работали без полного сценария: по будням сочиняли, а в выходные снимали. И так 4 года. Один из актеров вынужден был поддерживать растительность на лице в неизменном виде, другой успел начать сниматься, жениться, бросить сниматься, развестись и вернуться в фильм. Сам Джексон снялся в двух крупных ролях и одну озвучил.
Инопланетные маски из латекса выпекали на родительской кухне Питера. Пушки делали из алюминия: актеры ими трясли для стрельбы, а выстрелы рисовали на постпродакшене. Снимали на 25-летнюю камеру, а звук тоже накладывали потом.
В итоге кино удалось показать в Каннах и даже продать права на прокат в 12 странах. Оригинальное название красноречивое, так что если вы, как и я, любите покушать под кино, советую подумать.
Познакомьтесь с Фиблами (1989)
Вот вроде ты сделал первый шаг на пути к успеху. Какой будет второй? Питер решил, что было бы круто запилить пошлейший чернушный мюзикл, и чтоб вместо людей были куклы наподобие Маппетов. Изначально это планировалось как часть ТВ-шоу, но снова подкинули деньжат (в том числе японцы) на полный метр.
На экране кипят страсти похлеще какого-нибудь Чикаго: кошка-старлетка подсиживает возрастную диву-бегемотиху, в закромах театра снимают непотребщину и торгуют веществами, а муха-репортер ковыряется во всем этом. Умудрились даже спародировать Охотника на оленей.
Это первый фильм, над которым Джексон работал с супругой и по совместительству творческим и бизнес-партнером Фрэн Уолш.
Живая мертвечина (1992)
Задолго до своего Кинг Конга Питер привез с острова Черепа другую обезьянку, намного меньше и опаснее. Так началась очень локальная, но очень забористая зомби-вспышка.
Здесь режиссер продолжает линию дурновкусия, а творящуюся в финальной разборке дичь явно ограничивал только бюджет. Чтобы понять, какое здесь месиво, стоит знать следующее: автор Хостела Элай Рот заявил, что только этот фильм удовлетворил его жажду экранного мясца. При этом нашлось место романтике и даже можно увидеть метафору взросления главгероя. А еще есть священник-каратист и зомби-младенец. Самая известная сцена - та, что с газонокосилкой.
В Штатах изначально фильм сократили на 19 минут, а на Родине режиссера наработка с экрана была выше, чем у крутившегося тогда Бэтмен возвращается.
Небесные создания (1994)
К удивлению многих, режиссер перешел от разухабистой веселухи к реальным и довольно драматичным событиям в новозеландском городке Крайстчерч. Экранизировать историю дружбы двух девочек с печальными последствиями (особенно для матери одной из них) предложила Фрэн, которая с детства была под впечатлением от этого случая.
Получилось эмоциональное и изобретательное кино с акцентом на отношениях героинь, а не на убийстве, и переплетением реальности с фантазиями. При этом съемки велись по большей части именно там, где все и происходило. У Кейт Уинслет до этого были только сериалы, а у Мелани Лински вообще ничего, и обе справились так, что глаз не оторвать.
Небесные создания были крайне тепло встречены зрителями и критиками, номинировались на Оскар за сценарий и получили пачку других кинонаград. Стало окончательно понятно, что перед нами действительно большой мастер.
Забытые киноленты (1995)
Ну а дальше, снова внезапно, была псевдодокументалка, где Питер, его напарник Коста Боутс и другие люди из мира кино, в том числе Харви Вайнштейн, на серьезных щах втирают дичь про выдуманного новозеландского пионера кино Колина МакКензи. При этом они умудряются переписать не только историю синематографа, но и авиации, а также затрагивают другие исторические события.
Для создания архивных кадров было отснято и состарено немалое количество материала, а одна из таких сцен съела половину бюджета. Но главное, что удалось рассказать трогательную историю гения и мечтателя с непростой судьбой.
Впервые кино с красивым оригинальным названием Forgotten Silver (из-за серебра, которое входило в состав пленки) показали на ТВ в Новой Зеландии как настоящий документальный проект и только через несколько дней признались, что это был розыгрыш.
Страшилы (1996)
Кто-нибудь другой после такого признания продолжил бы осваивать "серьезное, высокое" кино, но наш герой вернулся к ужастикам. Теперь, правда, за уже голливудские деньги и для гораздо более широкой, чуть ли не семейной, аудитории. Фильм даже пытались подвести под рейтинг PG13, но безуспешно, так что наоборот добавили брутальности.
Тут и звезда имеется в лице Майкла Джей Фокса, который сыграл мошенника-изгонятеля привидений (те с ним заодно). В роли одного из самых странных экранных ФБРовцев известный в хоррор-кругах Джеффри Комбс. Есть камео одного злющего полковника из другого кино и Мелани Лински из Небесных созданий, а Дэнни Эльфман сам попросился писать музыку.
Джексон и продюсер Роберт Земекис просили выпустить фильм на Хэллоуин, но студия выбрала летний сезон. В итоге Страшилы благополучно провалились, ну а в XXI век Джексон вошел уже с Властелином колец, и это совсем другая история.
А как вам раннее творчество режиссера, друзья? Пишите к комментариях! И не забудьте поставить лайк и подписаться!