Георгий Мартынов - фантаст, которого считают великим. Соглашаться или нет - дело вкуса, но вопросы, которые он поднимает в своих романах, действительно, не имеют ответов. Вечные?
Его "Звездоплаватели", "Гость из бездны", "Сестра Земли" - романы, которыми мы в пятом классе просто зачитывались, недоумевая, однако, почему так трудно найти общий язык с инопланетянами? То они слишком простоваты - примитивны, как на Венере, то непомерно умны (впрочем, готовы делиться знаниями), как фаэтонцы...
И даже не задавались вопросом, намного ли понятнее соседний народ? Или даже просто сосед по лестничной площадке? А всегда ли договоришься с соседом по парте?
И роман "Гианэя" - по сути, о проблемах не будущего - а прошлого и настоящего.
Просто для наглядности встретились представители не разных народов, а разных планет.
Ксенофобия... страх перед ЧУЖИМ - от непонимания.
Интрига романа изобретательно запутана, но если кратко и по сути - к середине 21 века на всей Земле полный коммунизм. И это не выглядит наивностью потому, что автора не интересуют утопические картины всеобщего счастья и процветания. Для него важно то, что люди Земли, найдя общий язык между собой, ни минуты не сомневаются, что договорятся и с представителями космического разума. Ждут этой встречи, как с друзьями, как с братьями.
А за нами пристально следят такие "братья", с которыми бы век не встречаться. Физически от людей отличаются очень мало, но у них там самый что ни на есть империализм, замешанный на пережитках феодализма, а значит все, кого они могут встретить в космосе, для них - враги. Или конкуренты. В любом случае, они должны быть уничтожены.
Девушка по имени Гианэя - в составе экспедиции, призванной уничтожить лунную базу землян, а если получится - то и космическую станцию. Не получилось - и Гианэя оказывается в плену у людей. Это она считает, что в плену, что её ждут пытки и смерть, и последнее, что она может - умереть достойно. Выходит к людям в наряде смертницы.
А людям и в голову не пришло, что "братья" могли иметь какие - то недружественные намерения. Погиб их экипаж - какое несчастье! Но хоть одна девушка спасена - приготовим ей на Земле такую встречу, как и положено для гостьи из глубин космоса! Но почему она так замкнута? Высокомерна? И что это за наряд, слишком откровенный даже по меркам 21 века?
Но даже уже вполне понимая землян, Гианэя делает вид, что язык для неё непостижим: боится. Не может поверить, что её не разоблачили. А если разоблачили и простили - это ещё невероятнее.
Недоразумения большие и малые, комические и трагические... "моя-твоя не понимай" на протяжении почти всего повествования. Полюбила - а землянин и не понял, что Гианэя объяснилась ему в любви. Нарисовала его и оставила рисунок на видном месте - ну и что?
И - самоубийство героини, не нашедшей себе места в земной реальности.
Так заканчивался первый вариант романа.
Но автор словно пожалел Гианэю - в следующем издании не только спас, но и наградил "простым женским счастьем".
Её сын - наглядное доказательство того, что два человечества могут слиться в одно!
Оптимистично, но... Зачем? Если мы не уверены, стоит ли "сливаться" даже с "понаехавшими" бывшими соотечественниками?