Вы когда-нибудь опасались, отдавая в починку машину или мобильный телефон, что мастер объявит завышенную стоимость ремонта? Правильно опасались. Взаимодействие в мире бизнеса это конфликт интересов. Моральных норм и выгоды.
Финансовые аналитики, риэлторы, да хоть продавцы в магазинах бомбардируют нас своим мнением. Только все эти эксперты прямо заинтересованы в определенном поведении людей. И сам я, чего греха таить, постоянно сталкивался с соблазном завысить прайс консультации, поставив в ТЗ пару лишних работ.
Конфликт существует. А ответ на вопрос о его размахе – в прекрасном совместном исследовании Йельского и Калифорнийского университетов.
Одним участникам предлагалось быстро взглянуть на банку, полную монеток. После чего оценить, сколько всего там денег. Другие участники выступали в качестве советников. Им разрешалась посмотреть на банку поближе и подольше, более того – им сообщали, что в ней от 10 до 30 долларов. То есть эксперты действительно были лучше осведомлены.
В начале награда советников зависела от правильности ответа оценщиков. Средняя рекомендация советников составила 16,5$.
Затем вознаграждение привязали к ошибке оценщика. Чем большую сумму назовет оценщик – тем больше получит советник. И средняя планка советов выросла до 20,16 баксов.
Вроде всего 4 лишних доллара. Не в пять же раз больше. Только это говорит не о честности, а о здравомыслии экспертов. К несуразным, явно далеким от истины рекомендациям мы прислушиваться вообще не будем.
Итак. Если дающий советы заинтересован, что бы мы поступили так, а не иначе – в качестве грубой прикидки разумно предположить, что он привирает примерно на 25%.
Моя книга: "Драйверы роста. Как средней компании стать гигантом".
🔥 Лучшая деловая книга 2020 года в РФ по версии жюри конкурса PwC во главе с Рубеном Варданяном
🔥 Бестселлер 2019 года по версии Ozon
🔥 «Выбор Лайфхакера» в категории лучших книг для запуска своего дела
Купить - Ozon, Litres, Respublica. Узнать подробнее, о чем книга - здесь.
© Николай Молчанов, МГУ, кандидат психологических наук, Executive MBA в INSEAD, 18 лет практического опыта, автор концепции психологической инженерии бизнеса