Найти в Дзене
Жёлтый

Стоит ли доплачивать за раздельный климат? А за климат вместо кондиционера?

Оглавление

Думаю, не стоит говорить о том, что климат-контроль - вещь стоящая. Я лично, поездив на машинах с климатом, не хочу больше иметь машину с простым кондиционером.

Несмотря на то, что внешне блок климат-контроля отличается от блока кондиционера лишь экранчиком с температурой и кнопкой Auto, всё гораздо серьезнее. Климат-контроль - это в первую очередь мозги, датчики и сервоприводы, которые умеют анализировать температуру снаружи, температуру внутри (причем в разных точках салона), солнечную активность (иногда ещё влажность и чистоту) и на основе всего этого изменять температуру и перенаправлять потоки воздуха.

В идеале климат-контроль вообще не должен привлекать к себе внимание водителя - один раз выставил температуру и забыл. Климат сам выбирает алгоритм для того, чтобы быстрее разморозить стекло зимой, и для того, чтобы охладить салон летом и при этом никто не простудился. Но это только в идеале. На самом деле, как обычно и бывает, всё чуточку сложнее.

Порой крутить климат тоже приходится в виду, например, того, что производитель сэкономил на датчиках. Или установил их не там, где нужно. Или воздух из дефлекторов дует прямо на датчик, чем сбивает его с толку. А иногда бывает, что климату нужно помочь, открыв/закрыв дефлекторы или перенаправив потоки, или резиновый коврик закрывает бортиком сопло обдува для ног (такое особенно часто случается с задними пассажирами).

Идеальный климат-контроль - это когда выставляешь один раз температуру, нажимаешь кнопку Auto и забываешь о регулировках навсегда. Но в реальной жизни иногда все же приходится помогать климату.
Идеальный климат-контроль - это когда выставляешь один раз температуру, нажимаешь кнопку Auto и забываешь о регулировках навсегда. Но в реальной жизни иногда все же приходится помогать климату.

Но так или иначе климат-контроль облегчает жизнь и его преимущества перед обычным кондиционером я больше обсуждать не буду, считая их доказанными и очевидными. Я хочу поговорить о другом.

Стоит ли доплачивать за двухзонный кондиционер или тем более за трех- или даже четырехзонный?

Как показывали многочисленные испытания и замеры Авторевю, трех- и четырехзонные климат-контроли редко позволяют добиться реального разделения климата на 4 зоны. В теории это возможно, но на практике сложноосуществимо, потому что физику и конвекцию (перемешивание воздуха) никто не отменял. Теплый воздух легче холодного и поднимается к потолку, поэтому ноги мерзнут чаще, чем голова. Плюс перемешивание воздуха справа и слева. Плюс поток воздуха в машине всегда идет спереди назад. А ведь никаких перегородок в машинах нет, это единый объем.

Более того, даже в дорогих премиум-автомобилях производители экономят на отдельных блоках климата (испарителе кондиционера и радиаторе отопления) перед вторым рядом. В большинстве случаев все ограничивается лишь дополнительным вентилятором, который отбирает тепло или холод у водителя и переднего пассажира в пользу задних пассажиров. В этом случае доплачивать за трех-четырехзонный климат нет смысла.

Это схема салона Mercedes CLS с многозонным климатом. Но отдельного климатического блока для задних пассажиров у него нет. Между передними сиденьями стоит всего лишь дополнительный вентилятор, который перегоняет воздух из передней части салона в заднюю. Всё. Толку от него чуть больше, чем никакого.
Это схема салона Mercedes CLS с многозонным климатом. Но отдельного климатического блока для задних пассажиров у него нет. Между передними сиденьями стоит всего лишь дополнительный вентилятор, который перегоняет воздух из передней части салона в заднюю. Всё. Толку от него чуть больше, чем никакого.

Что касается двухзонного климат-контроля, то тут не все так однозначно. Электроника - это хорошо, но она не всесильна и голову все-таки включать тоже надо, чтобы помогать её. Подумайте, как слева и справа воздух может быть разной температуры, если дефлекторы направлены в центр салона?

Когда я был зимой на Байкале, то по неосторожности чуть не провалился под лёд в трещине около торосов. Всё обошлось, но ноги я промочил в ледяной воде. Сменки, естественно, с собой не было, и я пошел сушиться в машину: включил климат на максимум, разулся, снял носки, вынул стельки и положил их под теплый воздух. Но через 10 минут надо было ехать. В машине уже была баня, душегубка - мне нормально, чтобы не заболеть, а вот пассажиру - невыносимо жарко. Вышел из ситуации следующим образом: закрыл свои верхние дефлекторы, чтобы весь горячий воздух пошел вниз, а у пассажира все осталось, как было. У меня +28°С, у пассажира - плюс 23.

Чтобы температура слева и справа была разной, нужна какая-то естественная преграда. Центральный тоннель хорошо для этого подходит. А чтоб воздух по минимуму перемешивался в районе головы, закрываем верхние дефлекторы. Теплый воздух сам по-тихоньку поднимется вверх естественным образом.

Возвращаясь к испытаниям Авторевю, они получили примерно те же результаты. Разделения температуры в ногах в те самые 5-6 градусов, которые обычно и позволяет задать двухзонный клима, можно получить, как правило, только в ногах, потому что центральный тоннель не дает воздуху перемешиваться. А вот выше него начинается смешение и в районе головы разницы слева и справа почти никогда нет. Разве что на 1-2 градуса, если закрыть верхние дефлекторы или отвернуть их друг от друга к боковым стеклам.

Каковы выводы?

1. Переплачивать за климат-контроль по сравнению с кондиционером стоит. Хоть и не все климат-контроли работают настолько хорошо, чтобы не требовать вообще никаких корректировок, все же самостоятельности у них больше, чем у кондиционера.

2. За двухзонный климат-контроль в некоторых случаях тоже стоит переплачивать, хотя тут, скорее всего, вы столкнетесь с тем, что производитель не предлагает выбора. Либо двухзонный и точка, либо однозонный и точка.

3. А вот переплачивать за многозонные климаты я бы не стал. По крайней мере до тех пор, пока не убежусь в том, что для задней части салона есть свой отдельный радиатор и испаритель. В противном случае это будет просто фикция и пустая трата денег.