Найти тему
sevprostor

Поездка по Заонежью: свернули не туда, но нас опять спасли колесные цепи

От ручья, в котором мы застряли сразу после Майозера до дороги, идущей вдоль «железки» - всего 2 километра, однако пока я ходил вокруг машины, глядя на ушедшие в грязь колеса с протекторами, забитыми глиной, мне эти пара километров показались целой бесконечностью. Снегопад все усиливался, и проселок, который нам предстояло преодолевать в течение еще какого-то неопределенного времени теперь выглядел декорацией какого-нибудь сказочного фильма.

Сложное место. И в прошлый раз тут ездили явно на чем-то большом
Сложное место. И в прошлый раз тут ездили явно на чем-то большом

Да, может быть, когда прежде в этом месте стояла деревня, тут и в самом деле могла быть нормальная дорога, а сейчас я видел только впереди только мокрую колею, принадлежащую явно грузовику — она уходила в подъем и вся сплошь была перегорожена склонившимися ветками деревьев. На всякий напомню, что я продолжаю свое повествование о поездке вокруг Онежского озера, и в этот самый момент я рассказываю, как оказался на труднопроходимом пути, на которой меня дернул черт свернуть с трассы от Уницы до Кяппсельги.

То, что осталось от дороги после Майозера
То, что осталось от дороги после Майозера

Да, выглядело все это несколько подавляюще. Однако, моя подавленность, по большей части была вызвана именно антуражем: сумерки от низких плотных облаков; мгновенно запотевшие окна машины и горячий дух нагретого масла и глины из под ее днища; сорный ольховый лес, состоящий из хаотично перепутанных тонких стволов, перекрывающих дорогу впереди. Но я все это быстро отбросил, обошел машину по кругу еще раз, открыл дверь багажника и принялся откручивать от кронштейна хайджек. Вслед за хайджеком я вывалил в грязь содержимое двух тяжеленных мешков, и после того натянул на себя грязную куртку, которую всегда вожу с собой как раз на подобный случай. Что же, у меня нет лебедки и крутых грязевых покрышек, однако у меня есть кое-чего получше! Я наклонился и вытянул из грязно-ржавой кучи одну из четырех моих колесных цепей.

То самое место на карте
То самое место на карте

Как-то я писал уже о том, как купил эти цепи и о том, сколь сокрушительно они повышают проходимость машины. Тогда же я упоминал и о том, что их всегда следует одевать заранее, перед преодолением сложного участка, а вовсе не тогда, когда ты уже висишь на мостах. Ту статью я действительно вспоминал, хлюпая в жиже сапогами, качая рычаг хайджека, тонущего в земле, а потом ложась в грязную лужу всем телом, чтобы застегнуть на одном из колес внутренний крюк цепи. Ведь я, в самом деле мог сделать все это заранее! Но лень, все лень! — холодная струйка затекла мне в рукав и добралась до самой подмышки. Крючок, правда, все-таки застегнулся, и я с отвращением встал в лужу на колени, чтобы застегнуть внешний глаголь-гак. Так пришлось повторять 4 раза, каждый из которых мне было очень страшно просовывать руки под колесами, расправляя цепи, потому как машина в этих условиях повисала на домкрате очень неустойчиво. Ну что же, вот и готово! Как тебе такое, мерзкая жижа!?

Сказочный заонежский лес. Вероятно, прежде здесь были вырубки, и теперь все территории заросли какими-то кустами
Сказочный заонежский лес. Вероятно, прежде здесь были вырубки, и теперь все территории заросли какими-то кустами

Дальше все пошло довольно предсказуемо, точно так же, как это было на испытаниях, когда я тренировался быстро надевать цепи и ездить на них. Не замечая клейкой глины машина поехала вперед, со скрипом раздвигая перед собой заросли и переваливаясь на камнях; мы преодолели подъем, и так же постоянно скрипя ветками по кузову покатились дальше, пока не уперлись в совсем уж густые хитросплетения деревьев чуть потолще. Пришлось мне расчехлить свой топор и в течение минут тридцати прорубать проход, после чего мы так же медленно двинулись дальше.

Очередное прорубание
Очередное прорубание

Думаю, что здесь нет никакой нужды описывать это бесконечное переваливание с борта на борт и бульканье в лужах — скажу лишь, что мое настроение быстро переменилось с подавленности на заинтересованность, и лес за окнами хоть и оставался предельно мрачным, но теперь я ощущал себя полностью изолированным от него, сидя в нашем теплом железном пузыре, который полз среди этого первородного серо-зелено-коричневого влажного хаоса как механическая блоха.

Только ветки и снег
Только ветки и снег

Казалось бы, ехать тут было совсем недалеко, но в постоянных очень крутых подъемах и спусках, которые мы преодолевали со скоростью еле-идущего пешехода, я напрочь потерял счет времени. После очередного спуска мы и вовсе оказались на заросшей кустарником и залитой водой просеке, и тут, взглянув на карту, я понял, что осталось еще чуточку.

Просека. Здесь стало посветлее, и отсюда, похоже, ехать уже немного
Просека. Здесь стало посветлее, и отсюда, похоже, ехать уже немного

Машина, между тем, продолжала спокойно ехать, будто это был какой-то вездеход, и я про себя размышлял, какой конкретно грузовик (судя по ширине колеи) ездил здесь прежде. Заболоченный участок кончился, за ним начался уже нормальный человеческий лес с толстенными елями, и тут же мы уперлись в старое упавшее дерево, посмотрев на которое я подумал, что мой туристский топорик для него будет явно маловат.

Единственное препятствие
Единственное препятствие

Ствол по середине был пропилен, тут же валялся и его выпиленный кусок, ширина которого говорила о том, что здесь, как минимум прошлой зимой ездил снегоход, а после него никакой техники не было. Ну и дела! Я вылез из машины, накинул на дерево строп, взятый из багажника, прицепил его к носовому буксировочному крюку и аккуратно потянул назад.

К счастью дерево легко поддалось стропу
К счастью дерево легко поддалось стропу

К счастью, дерево поддалось и целиком отползло, провернувшись, освобождая нам дальнейший путь — все-таки рубить его мне пришлось бы не один час. И вот мы преодолеваем еще один страшенный участок с лужами и корягами, после чего оказываемся на желанной дороге.

На карте эта дорога значится под вполне себе серьезным наименованием 86К-68, и идет вдоль железной дороги до самой Кондопоги. По факту — это обычная лесная дорога, твердая, и хорошо отсыпанная. Однако, я не видел на снегу каких-либо следов, лед на ее лужах не был потревожен ничьими колесами, поэтому я позволил себе остановить машину прямо на ней, чтобы снять цепи и с облегчением попить чаю. Мне уже стало очевидно, что до темноты мы вряд-ли выберемся на мурманское шоссе, и потому торопиться нет никакого смысла. Правда, я несколько переживал за паром в Вознесении, который нам требовался для возвращения домой, но подумал, что к вечеру мы там будем в любом случае, поэтому торопиться и сломя голову скакать по кочкам опять же не хотел.

Вот и та самая дорога, что идет вдоль "железки"
Вот и та самая дорога, что идет вдоль "железки"

Ладно, вот сейчас допьем чай, проедем эти 70 километров до М-18, и там уже посмотрим и расписание парома, и все остальное, и исходя из этого решим, что же делать дальше. Пока чайник шумел на плите, я вылез из салона, чтобы заняться цепями, вымывшимися в лужах и песке до блеска, будто они были из нержавейки. Расстегнув одну из них, я все-таки залез под днище — посмотреть, как там поживает моя раздатка, уже давно подающая признаки какой-то легкой неисправности. Масло с ее переднего ведущего вала, как и прежде, капало, а следовательно оно там до сих пор было. Я подергал кардан — болтается, но не очень сильно. До дома мы на нем точно доедем. С этим я вылез на свет божий и принялся расстегивать цепь на другом колесе. Поездка подходила к своему окончанию.

Где-то недалеко от Кондопоги
Где-то недалеко от Кондопоги