Вы слышали выражение: «Бог есть Любовь»? А в чем это, собственно, выражается? В Евангельской причте «О милосердном самарянине» есть ответ на данный вопрос.
После того, как к Христу вернулись 70 учеников, посланные по двое, проповедовать Царство Небесное, Он общался с иудеями. И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал:
Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? (Лк.10:25)
Искушая Христа, законник думал не о спасении своей жизни, но о Христовой: как Его погубить, найдя в ответе Христа вину против закона Моисея...
Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя (Лк.10:26-27).
Христос, зная злобу законника, не отвечает, а Сам спрашивает его о законе. Что написано — знали все законники, но как духовно понимать написанное, никто из них не знал. Странно, что законник назвал эти две заповеди: в законе Моисея были главные заповеди, а эта была второстепенная; они даже написаны в разных книгах (Лев.19:18; Втор.6:5).
Иудеи как то старались выполнять другие заповеди Божии, но заповеди о любви — никогда. Они не могли возвыситься до любви к Богу, но всё делали из страха.
Видимо, законник объединил эти заповеди и выделил их как главные для спасения, потому что узнал: Христос заповеди о любви ставит выше всех остальных заповедей и законов...
Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить (Лк.10:28).
Христос так ответил, потому что, если искренне любить Бога и ближнего, то через эту любовь, постепенно придёт и правильная вера, и терпение, и смирение... Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: «а кто мой ближний?» (Законник почувствовать упрек в словах Христа и оправдывается этим вопросом).
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо (Лк.10:29—32).
Кто этот человек, шедший из Иерусалима в Иерихон? Святитель Николай Сербский пишет, что — всё человечество.
- Иерусалим — это символ Рая,
- а Иерихон — Земли, обезображенной, после падения первого человека.
- Разбойники — это злые духи — они нападают на людей, снимают с их души Божественную одежду страха, веры и благочестия; ранят душу грехами и потом уходят, а душа лежит в отчаянии у дороги жизни.
Священник — это закон Моисея, он лишь увидел человечество как тяжело больного, но прошел мимо. А левит — это пророки: они увидели, подошли ближе и утешили больного — сказали, что после них придёт Небесный Врач. И прошли мимо.
Некто из самарян, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе (Лк.10:33—35).
Самарянин — это сам Христос. По великому смирению Он называет Себя Самарянином: потому что иерусалимские иудеи презирали самарян как идолопоклонников.
То, что сделал потом самарянин иудею — враг врагу — образ милосердия Христова к человеческому роду, ушедшему из Рая и ставшего врагом Богу...
- Перевязывание ран означает непосредственное соприкосновение Христа с больным человечеством.
- Масло и вино означают милость и истину.
- Осел — это тело человеческое, гостиница — Святая Церковь, а содержатель гостиницы — это апостолы и последующие священнослужители.
- Два динария — это Ветхий и Новый Заветы.
- Когда возвращусь — это второе пришествие Христово, перед Страшным Судом.
Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же (Лк.10:36—37).
На вопрос Христа, законник подтвердил, что только Самарянин был ближним избитому у дороги иудею.
Этой притчей Христос соединяет обе заповеди о любви в одну: потому что любовь к Богу обязательно проявляется в любви к людям, а через дела любви к людям, человек придёт к Богу...
Давайте и мы с вами, пойдём этим путём Любви: постараемся разглядеть в каждом человеке, даже самом плохом, — образ Божий. Ведь он есть у всех, только у многих сильно затемнён грехами! И тогда Любовь преобразит нашу жизнь: наполнит её духовным смыслом, приведёт к Богу и, после смерти тела, введёт в Рай! Аминь!
Иерей Андрей Гильгенберг, Дрезден-Германия.
Другие статьи автора:
Как жить не смиряя других? Или о том, насколько тщетно судить человека по внешнему виду
Господь срывает плоды с дерева жизни, когда они созрели…
Больше интересной и полезной информации на нашем сайте: http://православный-болгар.рф