В данной статье мы разберем бытующие не только в народе, но и в среде профессионалов мифы об РПП.
РПП можно увидеть
«Какая худая девушка, как есть анорексичка!»
«Вот это жирная тетка, ну у нее точно РПП!»
На самом деле, РПП невозможно определить по внешнему виду.
Можно быть человеком, много лет болеющим нервной анорексией, иметь вес в пределах нормы или больше нормы и совершенно нормально функционировать, с точки зрения окружающих. Это не отменяет ада внутри, разверзающегося каждый раз, когда приходит время поесть. Такое состояние классифицируется как атипичная нервная анорексия - и оно ничем не лучше типичной.
То же касается людей с большим весом — далеко не у всех из них есть расстройства пищевого поведения.
В развитии РПП виновата семья
«У меня были такие отношения в семье, что я начала заедать эти переживания, это и привело к лишнему весу…»
У меня для вас есть хорошая новость: ваша семья не виновата в том, что у вас РПП. Безусловно, враждебные, холодные отношения в семье, комментарии о весе и питании, попытки контроля и ограничений питания детей могут являться провоцирующими факторами, но причиной РПП все-таки не являются.
Гораздо чаще бывает, что семья объединяется вокруг человека с РПП и поддерживает его, и он выздоравливает. Именно от семьи во многом зависит успешное лечение РПП у подростков и молодежи.
РПП — удел молодых и богатых
«Анорексия — это у тех, кто с жиру бесится! Когда жрать нечего, то и не до анорексии!»
На самом деле, в последние 10-15 лет мы наблюдаем сдвиг в сторону роста заболеваемости у женщин 45+. 60% женщин, страдающих РПП, это женщины среднего возраста.
Помните поколение наших мам и бабушек? Раньше женщины около 50 лет начинали готовиться к пенсии, рождению внуков и возделыванию приусадебного участка. Сейчас же в топе лозунг «50 — это новые 30», и от женщины средних лет требуется выглядеть так же хорошо и свежо и вести такой же активный образ жизни, что и их 30-летние дочери.
Это не плохо — быть активной в среднем возрасте, но это увеличивает ожидания и общества, и самой женщины от тела, внешности, привлекательности. Диеты, изнуряющий спорт, пластика – и до развития РПП совсем недалеко.
Однако женщины средних лет не единственные, кто стал чаще заболевать РПП. Резко увеличилось количество детей и подростков до 12 лет и количество мужчин, которые тоже страдают этими расстройствами.
Ну, а про «богатых» и говорить нечего. Если бы это было так — не была бы основной проблемой лечения РПП в США и странах СНГ проблема доступности этого дорогого, требующего высокой квалификации специалистов лечения.
РПП — это выбор
— «Эти девочки, которые загоняются по худобе, им делать нечего!»
— «Ты просто возьми - и начни есть.»
— «Ты просто возьми - и перестань блевать.»
— «Тебе просто нравится переедать и потом тошнить, в этом вся проблема!»
Это все равно как астматику сказать: «да ты просто возьми и начни дышать, столько воздуха вокруг!»
В данном мифе сосредоточено все самое негативное - и виктимблейминг, и невежество. РПП — настоящие психические расстройства, имеющие генетическую природу, самые смертельные среди всех существующих. Ежечасно в мире от них умирает 1 человек. РПП требуют внимания и тщательного лечения, они, увы, не проходят сами по себе чаще всего. Риски, связанные со здоровьем - огромны.
И самое главное:
Ни один человек не виноват в том, что у него РПП.
Если у вас РПП — вы родились с генетической предрасположенностью к нему, а диетический опыт и культура худобы просто завершили начатое.
Генетика — это судьба
«Раз я родился со склонностью к РПП, значит, у меня не было шансов».
На самом деле — окружение играет огромную роль. Для подростка занятие спортом, в котором вес влияет на достижения (фигурное катание, художественная гимнастика), участие в модельном бизнесе, обучение в балетной школе может стать триггером развития РПП.
Нередко триггером становится буллинг – издевательства из-за веса в школе или дома. Исследования показали, что буллеры страдают тоже! Дети, которые дразнят других за вес, также склонны к развитию РПП, как и те, которых дразнят.
РПП — это навсегда
Вокруг РПП очень быстро начал развиваться инфобизнес. Гайды, электронные книги «Как я восстановилась», Инста-курсы. Очень многие РПП-инфлюенсеры транслируют идею «РПП — это навсегда». Человек становится амбассадором своей болезни, организует вокруг восстановления (и тайком продолжает ограничивать себя и делить еду на «вредную» и «полезную»).
Надеюсь, после данной статьи всем удалось преодолеть свои убеждения относительно РПП, поверить в то, что это — реальное расстройство, к которому нужно относиться серьезно, но которое всегда можно излечить. Перестаньте испытывать вину, если у вас РПП, а научитесь поддерживать себя и верить в свои силы. Тогда все обязательно получится!