Путь к свету, как тонкая веревочка, лежит над пропастью отчаяния, в которую нас постоянно желают столкнуть бесовские силы. Тому, кто отказался от греха, а значит уходит от беса, нужно помнить две вещи.
Если человек духовно идёт правильно, то он идет к свету, к Богу, Христу.
- Мы знаем правду, чем ближе к свету, тем грязь, сор и всякий мусор виднее. Поэтому нормальное состояние, когда мы, духовно развиваясь, всё больше и больше видим все свои недостатки, пороки, недостоинства. Значит, правильно идем, к свету.
А если пойдем в другую сторону, то наши мысли будут таковы: "Теперь я правильно живу, поэтому я лучше многих!" Как в причте:
Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь... (Лк. 18:11)
Такие вещи уводят от света глубже во тьму.
2. Однако тех, кто смог почувствовать больше недостатков в своей душе, а значит начал двигаться к свету, будут сопровождать серьезные искушения от беса, который не может радоваться спасению человека. И начинает на этом играть. Враг не может такого человека в грех затолкать, поэтому начинает баламутить его душу. Каким образом?
Посредством помыслов: "Ах, ты – такой грешник – и куда? Ты и к Богу? Ты к Богу такой? Ты?" Начинает вводить в уныние и тоску, начинает акцентировать внимание на падениях. Как бы говоря правду. (Не вспоминая о том, что грех исповедан и Богом прощен).
Что нужно отвечать на это? А правду, противостоять бесу правдой, прямо вслух говорить, как во время крещения:
"Отрекаюсь от тебя сатана, от всех дел твоих и служениях твоих, отрекаюсь! Да, я – грешник, но грешник Христов; хромая свинья, но Его стада. Хуже всех, но именно Его. И иду к Тебе, Господи. Потому что Ты пришёл к кому? К праведным? Таких, как я, спасти. Грешен, но на Твой зов иду в надежде, что Ты нас любишь, Ты для нас открыл свои объятия, поэтому к тебе и иду".
Если мы посмотрим при такой духовной брани не только на свою греховность, но и на Христа, на Источник Света, то отчаяние нас не коснется.
Бог спасает грешников. Он все-таки умер за них. Вот и для нас надежда!
По проповедям и беседам о. Владимира Головина.