Предоставляю вашему вниманию уникальные фотографии перевозки первого экземпляра Ту-144 СССР-68001 с Московского машиностроительного завода «Опыт» в город Жуковский, в ЛИИ имени Громова, на Жуковскую летно-испытательную и доводочную базу (ЖЛИиДБ) ОКБ Туполева для дальнейшей сборки, доводки и доукомплектования недостающими системами и агрегатами. Планер самолета был перевезен в конце 1967 года на специально-сконструированных поворотных тележках.
Пока в 1967 году строили опытный самолет на Московском машиностроительном заводе «Опыт», в ОКБ Туполева создали специальную службу для обеспечения наземной перевозки на Жуковскую летно-испытательную и доводочную базу. Разработали специальные транспортировочные устройства – тележки. У них вручную ориентировалось каждое из четырех колес.
Самолет вывезли из цеха №10 Московского машиностроительного завода «Опыт», провезли мимо корпусов №1 и №14, затем развернули и провезли через большие раздвижные ворота в торону реки Яуза.
В город авиастроителей Жуковский самолет повезли по Рязанскому шоссе. Для уникальной перевозки были задействованы даже городские службы. Они успешно демонтировали уличные столбы. Также убиралась контактная сеть трамвая и троллейбуса.
В результате слаженной работы фюзеляж самолета был перевезен за одну ночь. Всего за одну ночь была проведена такая уникальная наземная операция, к которой подготовка и согласования длились ни один рабочий день.
О масштабности проведенной наземной операции, можно судить глядя на эти архивные кадры, которые спустя десятки лет были опубликованы для широкой публики.
© Юрий Дорошенко