Найти тему
Исторические напёрстки

Аварцы. Народ, который так себя не называет…

Оглавление

Прежде чем сразу лупить «дизы», с кавказкой яростью обрушиваясь на заголовок, послушайте байку. Ваш покорный слуга ей — личный свидетель и непосредственный участник. Итак, получил как-то в кавказкой стране одной, в далеком году 93-ем — пополнение. В минометчики зачисли богатырского сложения, немного мрачноватого парня, на рожу — ей-богу, русак... и короткий волос на башке темно-русый. Диалог состоялся такой, по дороге на позицию бригадных самоваров в 120-мм…

— Звать как, сержант?
— Асадулла…
— Не подумал бы. Однако… Сопроводительные?
— В штабе какая-то крыса в свою нору уволокла.
— Откуда сам?
— Дагестан…
— Аварец, что ли?
— Сам ты аварец. Я — чамалинец.
— Ну все равно же — аварец? Или дагестанец… Тебя как в журнал личного состава писать? У нас графа «национальность» там еще жива.
— Сказал же — чамалинец. Так и пиши.
— А почему не аварец?
— ...

Вот про это будет статья. И о другом. Почему аварцы — не авары легендарные, с лица земли тщательно древним геноцидом выпиленные. Долго мне друг сердечный (впоследствии) Асадулла тонкости этнические растолковывал. Мало чего понял, но рекомендации уяснил: по куполу никто за «аварца» не треснет в горах тамошних. Но обязательно безнадежно выдохнут, скривятся и вежливо поправят. А вариантов «национальности» можно будет услышать — дюжины четыре. Если не больше.

Итак. Что известно обывателю российскому про этот храбрый горный народ Кавказа? Бают, он никогда не был покорен. На протяжении всей своей истории сохранял независимость или автономию. Что волк — тотемное животное аварцев, флаги помню, по картинкам из учебника. Что на остальные народы Кавказа аварцы — не похожи внешне. Что православными были долгое время. Самыми яростными сподвижниками Шамиля в Кавказских войнах Российской Империи — тоже… Вот и все познания, что на поверхности…

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Аварцы

самый многочисленный народ современного Дагестана. Живет почти везде в его горной части, равнины предпочитает чуть меньше. Немало из них живут компактно в Чечне, Калмыкии, Грузии, Азербайджане, Казахстане, Турции. Судить о численности зарубежных диаспор — почти невозможно. Во многих странах (по политическим или иным причинам) не проводятся переписи населения с указанием национальной принадлежности. Небольшие островки потомков аварских «мухаджиров» — до сих пор держатся своей идентичности в Сирии и Иордании. Общая численность на планете — порядка миллиона человек, 850 тыс. — живут в РФ.

Внешность аварцев не типична для народов Кавказа, их легко визуально выделить. Они белокожи, без признаков смуглости. Характерный «орлиный» или ровный высокий нос, волосы рыжие, темно-каштановые, темно-русые или черные. Рослые, крупны и атлетичны сложением, большеголовы и широколобы.

Научно говоря — аварцев относят к кавкасионскому антропологическому типу, относящемуся к балкано-кавказской расе. На них очень похожи хорваты и черногорцы, некоторые малые этносы албанского народа. Из-за этого внешнего облика — научный спор идет жаркий. Этнографы и археологи с умным видом бают, мол аварцы — осколок истинного Аварского Каганата. Когда франки, ромеи, славяне устроили зачистку Подунавья и окрестностей от проклятущих работорговцев, часть аварских родов заперлась среди круч Кавказа, в современном Дагестане. Отбилась и выжила. Антропологи горестно вздыхают и предлагают реконструкции «аваров» сравнить с современным фенотипом народа:

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Конечно, есть «наперсточный» заход в этой теме, исключительно научный. Мол, у легендарных аваров — вся верхушка знати была облика монголоидного. И эта мизерная прослойка правила огромным европеоидным населением Орды, тюрками и прочими сарматами да славянами. Ага,... три раза. Здесь прокол у учОных знатный образовался, но не суть…

Откуда такое название

получилось, от которого почти каждый взрослый аварец морщится? Увы, точное происхождение — неизвестно. По одной из версий: (само небо велело, ага) название как-то связано, опять же — с древними кочевыми аварами. Аргументация — археологические находки на территории современного Дагестана, с богатыми захоронениями людей азиатского типа. Скептики ехидно ухмыляются: так может быть, иудейский вариант тоже рассмотреть? В Дагестане немало захоронений таких есть, как бы не меньше азиатских. Не по нутру что ли? Ах… это хазарские, более поздние. Ну-ну… И как это по каменным надгробиям только узнали…

Другая версия названия народа — связана с правителем раннесредневекового государства Сарир. Звали первого основателя-государя — Авар. Историки продолжают настойчиво гнуть: таки-то — опять же авары. Но, не сбежавшие от мечей франков и византийцев. А прикочевавшие мирно, пока еще Каганат только-только нарождался. Мол, в Венгрии тесновато было, войны с гепидами и антами полыхали — вот и подались они на Кавказ.

Где и основали Сарир. Или влились в его состав, оказав значительное влияние на становление. Версия «не бьется» в одном аспекте. Куда аланы смотрели тогда, как пропустили через свои земли малочисленных переселенцев? С какого рожна степные кочевники … на горы высокие карабкаться стали? О тож…

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Есть и третья версия. Название народности дали тюркские племена, потом его донесли до русских, в начале XV века. Хорошо, проверяем. В тюркском языке есть слова «авар» и «аварала». Переводятся — как «беспокойный», «тревожный», «воинственный», «дерзкий». Этнографы башкой качают согласно: это соответствуют аварскому национальному характеру. Лингвисты уточняют: в тюркских языках эти слова — нарицательные, используются с негативной окраской. Понятно. Но ничего не объясняет.

Первое достоверное упоминание названия — 1404 год. Дипломат, писатель и путешественник Иоанн де Галонифонтибус в своих заметках причислил «авар» к народам Нагорного Дагестана. Вместе с аланами, черкесами и лезгинами.

Сами же аварцы назвали себя — маарулалами (на аварском языке магIарулал). Тут тоже тупик, происхождение слова неизвестно. После сотни лет споров — признано непереводимым этнонимом. Сами аварцы считают — это обобщенное понятие «горец» или «верховный».

Есть и другое, очень простое объяснение. «Авар/Аварец» — это какое-то древнее и грозное прозвище. Слово было, прежде всего, не названием определённого народа, а обозначением мифических существ со сверхчеловеческими способностями. Это зафиксировали, например, славяне. С летописным обозначением великанов «обров». Подразумевая под ними кочевых работорговцев-аваров. Корни абсолютно понятны такого конструкта — от Геродота пришло. Он в своей «Истории» говорит об одном аваре (греческая форма у Геродота звучит — Абарис), который со стрелой в руке промчался по странам мира…

А вот теперь возвращаемся к началу статьи. Ни в средневековье, ни в новое время — аварцы себя никогда не называли — «аварцами». Использовали общее для всех кавказских народов слово — «магIарулал». Но чаще всего и настойчиво представлялись по названию местности или общины, в которой родились. И здесь нужно быть крайне внимательным, если хочешь заслужить их признание и уважение. Есть немалый парадокс.

Аварцы считают себя единым народом, да. Но настойчиво дают сноску — внутри общности есть более мелкие этнические группы, именуемые по названию места проживания: багулалы, хваршины, чамалинцы, ботлихцы, андийцы, ахвахцы, бежтинцы, гунзибцы и т.д. Хочешь, не хочешь, запоминать придется.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Происхождение народа,

как и его название — мгла времен и поляна жарких научных битв. Что не выглядит противоречивым: одними из предков аварцев античной эпохи — были племена сильвов и андаков. Проживали на территории современного Дагестана, во времена средневекового Сарира — тоже там были. Доказано по устойчивым этнонимам в названиях позднейших аварских родоплеменных групп и политических объединений.

Есть следы в легендах Кавказа, вообще уносящих происхождение народа в Прикаспий, к племенам легов, гелов и каспиев. Но в аварском языке никаких следов не найдено. Как и в топонимике нет лексем, которые можно увязать с этими древними этносами. Тем более, что у «Легов» есть прямые потомки — Лезгины. Согласно античным источникам, «каспии» жили на равнине, не в горах.

Самое интересное начинается в VI веке: через Северный Кавказ в Европу припожаловали авары («вархуны»). Это кочевой народ из Центральной Азии, якобы. Если попросить сову угнездиться на глобусе: их происхождение можно считать — как протомонгольское и восточно-иранское. Плюс аццкая солянка из втянутых туда предков угров и тюрок всех сортов. Короче, евразийские авары Кагана Баяна — народ неясного происхождения. Точка.

Дальше начинаются пляски с бубнами. Со словами «вероятно», «может быть», с «осторожностью нужно предположить» и т.д. … Камрады, сгрыз немало толстых томиков по этой теме. И… ничего вам не готов предложить, что посчитал бы правдоподобным или убедительным. Есть сторонники обычной «инфильтрации» кочевых авар в местные народы Дагестана. Есть политико-государственный вариант смешения: мол, аварские государи Сарира целенаправленно приглашали аваров в свои горы и долины, способствуя реорганизации и консолидации народа — не только силой оружия.

Все путает и раннесредневековая христианская пропаганда на этой территории. Ее успешно проводили бесчисленные миссионеры Каталикоса Грузии. Именно они формировали и проповедовали на «едином языке», который был бы понятен десяткам этносов и народностей. Местные наречия перепутались, завязались с сложнейшие узлы. Истоки их происхождения — банально потерялись.

Датунский храм в Дагестане (Хв.), самый древний и необычный (Иллюстрация из открытых источников)
Датунский храм в Дагестане (Хв.), самый древний и необычный (Иллюстрация из открытых источников)

Аварцы не изучены генетиками в той степени, чтобы судить о близости с евразийскими аварами (есть еще в Венгрии какие-то осколки, результат серьезной ассимиляции). Какие-либо специальные археологические исследования и поиски аварского (вархунского) наследия в Дагестане — не проведены. А богатые воинские захоронения представителей ираноязычного кочевого мира (с. Бежта), датированные VIII—X вв., — все же очень похожи на сарматские, с некоторыми местными особенностями.

Язык аварцев —

основной маркер единства народа, абсолютно непротиворечивый. Он относится к северокавказской надсемье, выделяемой в ней нахско-дагестанской семье. В разных местностях существую ярко выраженные диалектные различия. Но это совсем не мешает аварцам легко понимать друг друга. Национальным языком владеет почти сто процентов народа.

Аварская письменность, что дошла до нас в массовом порядке, — арабская, стала оформляться во времена исламизации региона. С 1927 года буквы поменяли на латинские. Окончательно алфавит сформировался лишь в 1938 году: его создали на основе кириллицы.

Сегодня на аварском языке преподают в начальных школах нагорных районов Дагестана. С пятого класса — образование на русском, аварский изучается факультативно.

Обычаи аварцев

весьма строгие, многослойные, и … очень сложные. Перед поездкой в гости к Асадулле ваш покорный слуга был инструктирован особо, лекциями многочасовыми. При общении между аварцами должна соблюдаться дистанция: мужчинам крайне не рекомендуется подходить к женщинам ближе, чем на два метра. Сами аварские девицы весьма вольны в выборе дистанции общения, окружены особым отношением. Такие же правила действуют во время общения молодёжи со стариками. Седые главы семейств — почти священны.

Очень внимательны аварцы не только к возрасту, но и к социальному статусу. Долго путался на свадьбе родственника Асадуллы, как правильно ходить. Группой. Стоило отправиться куда-то — вся местная молодежь (и взрослые мужичины ражие) выстраивались от тебя — по левую руку. Тоже по каким-то только им ведомым резонам. На полном автомате.

Как объяснили потом — был самым почетным гостем, это раз. Понравился старикам выправкой и мундиром — два. Кавалерист и потомок казаков, учтиво попросил на лошадок (местные ахалтекинцы — это что-то!) посмотреть, под седлом испробовать, как только прибыл и подарки поднес старшим. Офицер, командир геройский и чуть ли не кровный побратим Асадуллы. Вот так и ходили, ага. Тот, кто негласно признается «главным» — всегда идёт справа, хоть убейся. Перестроиться не получалось никогда.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

На Кавказе много был где, но обычаи гостеприимства аварцев бьют все рекорды доброжелательности и хозяйского внимания. Сначала даже тяготился, уставал от многих тонкостей этикета, нутром подозревал какой-то подвох. Потом (после трех-четырех визитов) вник и понял: это не социальная игра или внешнее воспитание. На генетическом уровне рефлекс. Гость (в любом возрасте и статусе) возвышается над хозяином, может прийти в любое время суток без приглашения и предупреждения.

Владелец дома несет всю ответственность за здоровье и безопасность прибывших. Но и гости обязаны соблюсти некоторые правила и обычаи. Даже в соседнем селе — они могут быть другими, иной раз — взаимоисключающие. Поэтому советую всегда дотошно спрашивать даже о бытовых мелочах. Особое внимание обратите на аспект «подарок-отдарок» — там целая философия. Вопросы о тонкостях обычаев приветствуются, вызывают понимание и искреннее уважение.

В семейных отношениях почти ничего не понял. Муж всегда идет чуть впереди по улице, заметил. Власть главы дома — не деспотична (как принято считать), женщины весьма бойки, никого не спрашивая, самостоятельны в решении множества вопросов. Но бросается в глаза отчуждённость между мужем и женой. С чем связано — не догадался, спрашивать о таком не принято категорически.

Продолжение — обязательно будет.

-8