Найти тему
✔️ В гостях у Сфинкса

Многомерность музыки на примере рок-группы Porcupine Tree (альтернативы Pink Floyd)

Само появление легендарной группы Porcupine Tree было похоже на мистификацию. Поклонники группы знают эту историю, когда не по годам развитый юный гений Стивен Уилсон вместе со своим товарищем Малкольмом Стоксом придумали историю мифической рок-группы, придумали имена несуществующих участников. Для пущей убедительности Стивен написал музыку к альбому... и на время "забыл" про нее, занявшись другим музыкальным проектом, которых в его жизни будет вагон и маленькая тележка.

В общем, на этой мистификации креативы Стивена не заканчиваются. Кого заинтересуют перипетии вокруг истории создания его проектов, и весь этот событийный "первичный бульон" для его бессмертных творений, сами смогут найти все это в сети. Всё же, мой канал не об этом... Важно прежде всего само творчество этого бриллианта британского рока.

Стивен Уилсон. Яндекс.Картинки
Стивен Уилсон. Яндекс.Картинки

Влияние Pink Floyd'а неоспоримо, но звучание Porcupine Tree абсолютно самостоятельно, Пинк послужил для Уилсона лишь вдохновляющим стимулом.

Открывающая подборку песня "Arriving somewhere but not here" ("Прибывающий куда-то, но не сюда") создана вполне в духе классической психоделики. Однако я хотел бы предостеречь от попытки понять суть песни по ее тексту. Ни в коем случае не совершайте эту ошибку. Если толковать буквально, то знаменитая (по сути, народная ковбойская) песня "Hey, Joe!", не случайно вдохновившая самых разных известных музыкантов на более двухсот (!) каверов, превратится в банальную пошлятину с местью за измену и бегством от правосудия. Смешно, не правда ли?

Текст может служить лишь некой наводкой на положение точки сборки, не более. Музыка задает некое новое положение точки сборки, так как обладает мощным энерго-информационным воздействием на психику. Все любители музыки прекрасно знают по себе, что музыка создаёт "атмосферу", тональность, настрой, может ввергнуть в глубокую печаль, а может, наоборот, поднять дух до небывалых высот.

Для примера совершенно иная по настроению композиция этой группы:

Песня о Лазаре, по-видимому, является аллюзией на евангельского Лазаря, но обыгранная по-своему, в каком-то загадочном многообещающем (выделенный энерго-смысл - не из текста, а - из музыки) призыве к присоединению к "нам":

"Следуй за мной в лежащую внизу долину"
"Ты знаешь,
Лунный свет проливается из твоей души.
Иди к нам Лазарь.
Тебе пора идти".

Вообще попытка буквально понять смысл из текста, особенно в творчестве представителей прогрессивного рока, чаще всего провальна. Этим можно только ввести себя в заблуждение. Остается лишь "to open mind" и внимательно прислушаться к тому настроению, которое возникает при прослушивании. В нем гораздо больше смысловой информации, чем в тексте. Текст в сравнении с музыкой выглядит лишь "путанными показаниями", обреченной попыткой передать словами то, что передать словами невозможно.

Давно заметил, что песни "о любви" легко приобретают некий "иной оттенок", если немного отвлечься от "навязанного" ей текста. Порожденный чувствами поток - это прежде всего энергоинформационный поток, который может завести "куда угодно", вырвавшись из дебрей влюбленной души:

Кстати, любопытные слова прозвучали в следующей композиции:

"Музыка будущего
Не будет развлекать".

В следующей композиции "Time files", основной смысл вроде бы передается припевом:

"Но через некоторое время
Ты осознаешь, что время летит,
И лучшее, что ты можешь сделать, - это взять все, что к тебе приходит,
Потому что время летит".

Но не стоит переоценивать этот "рациональный" посыл. Еще раз повторю, музыка многомерна. Многие - особенно не знающие слова - могут почувствовать совсем иные ассоциации, и по-своему будут правы. Ибо музыка создает порталы во множество миров...

Завершающая подборку композиция "Mellotron Scratch" чем-то похожа на протекание длительной медитации. Вначале довольно монотонные фигуры, похожие на постоянно повторяющиеся попытки сконцентрироваться на объекте медитации. Наконец, после длительных усилий точка сборки начинает "шевелиться", приходит в движение, поначалу некоторое время мечется в смятении (середина композиции), а потом вдруг находит выход в "измерение", которое, как всегда, вдруг оказывается гораздо более неожиданным, чем предполагалось вначале.

Всё в природе подчиняется единым законам. "Всё - во всём" - великий универсальный принцип, упомянутый еще в древних Упанишадах.

✅ Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал В гостях у Сфинкса, чтобы не пропустить дальнейших публикаций!