Найти тему

Коллекционирование искусства. КСИЛОГРАФИЯ, ОФОРТ, ЛИТОГРАФИЯ... Как выбрать гравюру?

Существует множество видов печатной графики: ксилография (выпуклая гравюра на дереве), линогравюра (выпуклая гравюра на дереве), вариации углубленной гравюры на металле (офорт, акватинта, мягкий лак, сухая игла и другие), литография (плоская гравюра на камне) и ряд других смешанных техник.

Франсиско Гойя Сон разума рождает чудовищ. 1797
Металл, офорт, акватинта, сухая игла. 21,5 × 15 см
Национальная библиотека Испании, Мадрид
Франсиско Гойя Сон разума рождает чудовищ. 1797 Металл, офорт, акватинта, сухая игла. 21,5 × 15 см Национальная библиотека Испании, Мадрид

Все эти направления объединяет одно важное свойство - тиражность. Изображение в печатной графике наносится один раз на одну из перечисленных выше основ с помощью специальных инструментов, а произведений может быть большое количество.

При этом, на оттиске принято указывать какой он по счету в серии и сколько всего в ней отпечатков. Если перед вами гравюра, ищите две цифры через дробь, например:
"15/108". Количество гравюр в серии может быть самым разным - оно зависит от стойкости поверхности, на которую нанесено изображение.

Альбрехт Дюрер Носорог. 1515. Rhinocerus. Дерево, ксилография. 21,4 × 29,8 см
Альбрехт Дюрер Носорог. 1515. Rhinocerus. Дерево, ксилография. 21,4 × 29,8 см

В ксилографии, например, может быть несколько тысяч хороших, ясных отпечатков с одной и той же доски. Совсем небольшое    количество    отпечатков (двенадцать-пятнадцать), дает гравюра на меди в технике сухой иглы - "барбы" (бороздки от проведения иглой по металлу), определяющие главный эффект гравюры, очень быстро стираются.

От общего количества оттисков зависит ценность и уникальность каждого из них. Чем их больше, тем стоимость ниже. Кроме того, важным является то, каким по счету является оттиск. Чем ближе оттиск к началу отсчета, тем ближе он к задумке автора, ценность первых оттисков высока.

К особенности литографии относится способность передать в оттиске рисунок фактуры камня, на который нанесено изображение.
Сальвадор Дали, Сюрреалистическая девушка-цветок 1971, литография, французская бумага, 76 х 53 см. Арт Холдинг Татьяны Никитиной.
К особенности литографии относится способность передать в оттиске рисунок фактуры камня, на который нанесено изображение. Сальвадор Дали, Сюрреалистическая девушка-цветок 1971, литография, французская бумага, 76 х 53 см. Арт Холдинг Татьяны Никитиной.

К особой группе относятся пробные оттиски. Порой, они сильно отличаются от изображений в серии. Иногда автор делает в печати первую, вторую, третью пробу, меняя какие-то детали. Такие оттиски уникальны сами по себе, их ценность культурно-историческая выше, чем художественная - они демонстрируют процесс создания произведения, ход мыслей художника.

Уникальность гравюре придает и постпечатная доработка художником. Свои гравюры на металле чернилами, металлической пудрой и акварелью дорабатывал Сальвадор Дали по договору с издателем Пьером Аржиле. Это значит, что каждый оттиск их совместных серий уникален.

Сальвадор Дали, Магический круг (Сатор) 1968−1969, серия "Фауст", японская бумага, гравюра на металле, металлическая пудра, акварель, лист 39х29 см, 5/145. Арт Холдинг Татьяны Никитиной.
Сальвадор Дали, Магический круг (Сатор) 1968−1969, серия "Фауст", японская бумага, гравюра на металле, металлическая пудра, акварель, лист 39х29 см, 5/145. Арт Холдинг Татьяны Никитиной.

С печатной графикой связан интересный факт - раньше ее использовали для оформления книжных изданий. При этом ценность таких гравюр не всегда ниже, чем самостоятельные произведения отдельно взятого художника. Поэтому в библиотеках часто встречаются "ограбленные" вандалами книги, в которых можно не досчитаться страниц с изображениями.

Материалы для статьи подготовлены при поддержке галереи современного искусства Арт Холдинг Татьяны Никитиной.

-5