Найти тему

"Лавр" во МХАТе

На репетиции "Лавра" Фото МХАТ имени Горького
На репетиции "Лавра" Фото МХАТ имени Горького

Совсем скоро премьера спектакля «Лавр» во МХАТе имени Горького. Почему этого события так ждут в театре?

«Лавр» - роман, крайне сложный для тех, кто пытается перенести его на сцену. Мы с Эдуардом Бояковым, художественным руководителем МХАТа работали почти год, предельно бережно обращаясь с текстом.

Эдуард Бояков. Фото МХАТ имени Горького
Эдуард Бояков. Фото МХАТ имени Горького

Эдуард сразу сказал: это один из немногих русских религиозных романов, роман о диалоге человека и Бога. Книги такие в нашей литературе, действительно, на пальцах можно пересчитать. Что вспоминаешь сразу? «Мастера и Маргариту» Булгакова, «Братьев Карамазовых» Достоевского. Глубоко религиозным автором был Розанов, но он романов не писал. Есть наш русский «Фауст», «Повесть о Савве Грудцыне» - там тоже история спасения души. Вот и всё, пожалуй.

Эдуард Бояков на репетиции "Лавра". Фото автора
Эдуард Бояков на репетиции "Лавра". Фото автора

Мы определили жанр будущей пьесы как житие в клеймах, по аналогии с иконописью. И сразу стало понятно, какие эпизоды из жизни героя должны войти в эти клейма, что определяет путь его взросления и роста, каким испытаниям он подвергается. Установили и формальные параметры: пьеса в двух актах, мультимедийная, на большой сцене.

Евгений Водолазкин. Фото МХАТ имени Горького
Евгений Водолазкин. Фото МХАТ имени Горького

Беседовали по скайпу с автором, Евгением Водолазкиным. Он принял наш синопсис практически без единой поправки. Позднее, во всех интервью он говорил, что с полным доверием относится к театру. Процитирую: «Основные идеи романа в спектакле сохранились: времени по большому счету нет, и любовь может быть вечной. Такая любовь преодолевает, казалось бы, непреодолимое, а потому никогда нельзя приходить в отчаяние».

-5

Для меня «Лавр» - повод задуматься о своём месте в жизни, о возможности спасения. Мы начинали работать над пьесой летом 2019-го, в мире, как сейчас стало ясно, достаточно упорядоченном, регулярном, а закончили весной 2020-го, в самый пик пандемии. Контекст изменился, и это не могло не повлиять на отношение к герою и его миссии – исцелять, спасать жизни. Вероятно, спектакль будут воспринимать не только как театральное зрелище, но и как дань благодарности медикам, которые, независимо от того, верующие они или называют себя атеистами, живут сейчас по христианским заповедям, ближе к Богу, чем многие, считающие себя праведниками . Интеллигенция сегодня получает такой урок, какого давно не давала история. Другое дело, будет ли он усвоен.

Дмитрий Певцов , Фото Persona Stars
Дмитрий Певцов , Фото Persona Stars

Когда спектакль ещё только задумывали, возник вопрос об исполнителе главной роли. Имена называли разные, в итоге выбрали Дмитрия Певцова. На мой взгляд, это именно тот актёр, который сможет передать состояние человека, переживающего жестокое горе, готовность к самоотречению, стремление спасти душу любимой. Он допустил слабость, поддался страху – а «боящийся несовершенен в любви», как сказано в Первом соборном послании апостола Иоанна Богослова. Исправлять это несовершенство иному приходится до конца дней. Певцов – актёр, работающий жёстко, собранно, притягивающий энергию зала.

Леонид Якубович. Фото Олега Золото
Леонид Якубович. Фото Олега Золото

Выбор режиссёра, который, возможно, удивит многих – Леонид Якубович в роли старца Никандра. Свою работу на мхатовской сцене Якубович называет «этюдом на преодоление». Я видел его на репетициях – думаю, зрители оценят результат аплодисментами.

Художник-постановщик спектакля "Лавр"  Александр Цветной. Фото МХАТ имени Горького
Художник-постановщик спектакля "Лавр" Александр Цветной. Фото МХАТ имени Горького

Оформление - это фантастика. Смотришь и не веришь, что такое возможно. Придумал декорации Александр Цветной, человек, у которого за плечами опыт сотрудничества с такими проектами, как фестивали «Алые паруса» и «Красная площадь».

Художник Алиса Меликова. Фото автора
Художник Алиса Меликова. Фото автора

Над костюмами работает Алиса Меликова – в прошлом арт-директор Vogue, художник спектаклей в театрах «Практика» и «Современник», Театре на Таганке, в Центре имени Мейерхольда.

На репетиции "Лавра" Фото МХАТ имени Горького
На репетиции "Лавра" Фото МХАТ имени Горького

Билетов на премьеру в кассах уже нет, но можно попробовать купить билеты на январский спектакль.