Совсем скоро премьера спектакля «Лавр» во МХАТе имени Горького. Почему этого события так ждут в театре?
«Лавр» - роман, крайне сложный для тех, кто пытается перенести его на сцену. Мы с Эдуардом Бояковым, художественным руководителем МХАТа работали почти год, предельно бережно обращаясь с текстом.
Эдуард сразу сказал: это один из немногих русских религиозных романов, роман о диалоге человека и Бога. Книги такие в нашей литературе, действительно, на пальцах можно пересчитать. Что вспоминаешь сразу? «Мастера и Маргариту» Булгакова, «Братьев Карамазовых» Достоевского. Глубоко религиозным автором был Розанов, но он романов не писал. Есть наш русский «Фауст», «Повесть о Савве Грудцыне» - там тоже история спасения души. Вот и всё, пожалуй.
Мы определили жанр будущей пьесы как житие в клеймах, по аналогии с иконописью. И сразу стало понятно, какие эпизоды из жизни героя должны войти в эти клейма, что определяет путь его взросления и роста, каким испытаниям он подвергается. Установили и формальные параметры: пьеса в двух актах, мультимедийная, на большой сцене.
Беседовали по скайпу с автором, Евгением Водолазкиным. Он принял наш синопсис практически без единой поправки. Позднее, во всех интервью он говорил, что с полным доверием относится к театру. Процитирую: «Основные идеи романа в спектакле сохранились: времени по большому счету нет, и любовь может быть вечной. Такая любовь преодолевает, казалось бы, непреодолимое, а потому никогда нельзя приходить в отчаяние».
Для меня «Лавр» - повод задуматься о своём месте в жизни, о возможности спасения. Мы начинали работать над пьесой летом 2019-го, в мире, как сейчас стало ясно, достаточно упорядоченном, регулярном, а закончили весной 2020-го, в самый пик пандемии. Контекст изменился, и это не могло не повлиять на отношение к герою и его миссии – исцелять, спасать жизни. Вероятно, спектакль будут воспринимать не только как театральное зрелище, но и как дань благодарности медикам, которые, независимо от того, верующие они или называют себя атеистами, живут сейчас по христианским заповедям, ближе к Богу, чем многие, считающие себя праведниками . Интеллигенция сегодня получает такой урок, какого давно не давала история. Другое дело, будет ли он усвоен.
Когда спектакль ещё только задумывали, возник вопрос об исполнителе главной роли. Имена называли разные, в итоге выбрали Дмитрия Певцова. На мой взгляд, это именно тот актёр, который сможет передать состояние человека, переживающего жестокое горе, готовность к самоотречению, стремление спасти душу любимой. Он допустил слабость, поддался страху – а «боящийся несовершенен в любви», как сказано в Первом соборном послании апостола Иоанна Богослова. Исправлять это несовершенство иному приходится до конца дней. Певцов – актёр, работающий жёстко, собранно, притягивающий энергию зала.
Выбор режиссёра, который, возможно, удивит многих – Леонид Якубович в роли старца Никандра. Свою работу на мхатовской сцене Якубович называет «этюдом на преодоление». Я видел его на репетициях – думаю, зрители оценят результат аплодисментами.
Оформление - это фантастика. Смотришь и не веришь, что такое возможно. Придумал декорации Александр Цветной, человек, у которого за плечами опыт сотрудничества с такими проектами, как фестивали «Алые паруса» и «Красная площадь».
Над костюмами работает Алиса Меликова – в прошлом арт-директор Vogue, художник спектаклей в театрах «Практика» и «Современник», Театре на Таганке, в Центре имени Мейерхольда.
Билетов на премьеру в кассах уже нет, но можно попробовать купить билеты на январский спектакль.