Найти в Дзене

Как руководителю признать ошибку и не потерять авторитет. Пошаговый алгоритм

Я периодически пишу и говорю про белое пальто руководителя и его страх говорить о своих неудачах. И да, многим руководителям крайне сложно не только, или даже не столько признать ошибку для себя, сколько сказать о ней подчинённым (даже если все уже всё знают).
В статье - пошаговый алгоритм этого самого процесса.
Оглавление

Я периодически пишу и говорю про белое пальто руководителя и его страх говорить о своих неудачах. И да, многим руководителям крайне сложно не только, или даже не столько признать ошибку для себя, сколько сказать о ней подчинённым (даже если все уже всё знают).

Тем временем, алгоритм проговаривания ошибки простой, но в нём есть ряд важных деталей.

1. Признайте ошибку.

Не кайтесь, не посыпайте голову пеплом, не демонстрируйте вину. Говорите нейтральным тоном (отработайте сначала на кисках!). Следите за лицом, оно должно быть спокойным))) Признание ошибки не должно походить на исповедь, просто проговорите факт:

Да, мой прогноз скорости поставки нового товара по результату оказался неверным.

2. Укажите причину.

Если у вас есть причина, по которой произошла ошибка, и она достаточно весомая (не формата "забыл/потерял"), скажите о ней:

Для составления прогноза я проанализировал статистику приходов нового товара за последний год с поправкой на сезонность по нашему старому поставщику, а у нового не хватило товарного запаса, чтобы вовремя сделать поставку.

По сути, причина сбоя должна "продавать" вашу управленческую экспертность, а не наоборот (именно такой вариант будет весомым). Как в примере - речь идёт про анализ статистики, поправку на сезонность, в целом серьёзную процедуру, - всё это доказывает взвешенность решений управленца.

Ещё один важный момент - не смещайте ответственность в этом пункте. Запрещено говорить: "Это случилось по вине поставщика", "Мне дали информацию от вышестоящего руководителя, а я передал её вам", и уж тем более - "А сами вы куда смотрели?!".

Потому что в этом случае признание ошибки плавно превращается... плавно превращается... в полное непризнание ошибки))) Да ещё и категорически роняет авторитет (зачем нужен руководитель, который работает "передатчиком"?..).

3. Принесите извинения.

Если знаете, что ваша ошибка негативно повлияла на того, с кем вы говорите, можете коротко принести извинения (иногда это и вовсе необязательно):

Мне жаль, что это повлияло на показатели выполнения плана.

Не останавливайтесь на этом пункте надолго. Проговорите его тем же нейтральным тоном и сразу переходите к следующему пункту.

4. Скажите про исправление ситуации.

Основной пункт признания ошибки - это не топтание на вине руководителя, не вечер воспоминаний о том, где и сколько он ошибался раньше, и не покаяние перед подчинёнными. Основной пункт - это готовность что-то сделать с последствиями допущенной ошибки. Именно он укрепляет авторитет руководителя.

Поэтому скажите, как вы планируете исправить ошибку сейчас и/или как будете решать этот вопрос системно (лучше задействовать оба пункта):

На сегодняшний день премиальная часть за выполнение плана будет посчитана с учётом коэффициента поправки на отсутствие товара.
На будущее мы добавим в процедуру проверки нового поставщика запрос данных о его текущем товарном запасе.

Это всё. Больше ничего добавлять не требуется.

А ещё помните:

  • Руководитель живой человек, он может ошибаться. Ошибаться вообще нормально.
  • Умение признавать ошибки - один из главных элементов управленческого авторитета.
  • Новые ошибки - показатель развития, а вот повторяющиеся - стагнации и неконструктивных установок.
  • Лучше быть ответственным за свои ошибки (то есть корректировать их последствия), а не виноватым (плохо/виновато себя чувствовать и наказывать).
  • Людям нужны не ваши извинения (за исключением манипуляторов или глубоко демотивированных людей), а исправление ситуации и уверенность, что она не повторится в дальнейшем.

Как относитесь к признанию руководителем ошибок перед подчинёнными?

А ещё:

Можно ли руководителю отменять свои решения и признавать ошибки.

Типичная постановка задачи)
Типичная постановка задачи)