Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

«Классик» (Россия, 1998): и снова здравствуйте!

Мои две заметки о фильме «Классик» (1998) в совокупности набрали на канале «История кино» Яндекса 254 тысячи чтений, плюс 3,3 тыс. «лайков» и около 350-ти комментариев.

Пришло время сказать этому популярному у зрителей фильму «И снова здравствуйте!».

-2

Классик. Россия, 1998. Режиссер Георгий Шенгелия. Сценаристы: Павел Чухрай, Георгий Шенгелия, Елена Караваешникова. Оператор Илья Дёмин. Композитор Андрей Батурин. Актеры: Сергей Никоненко, Алексей Гуськов, Юозас Будрайтис, Лидия Вележева, Валентина Теличкина, Александр Панкратов-Чёрный, Владимир Этуш, Владимир Зельдин, Евгений Серов, Михаил Шашков, Анатолий Журавлёв, Валерий Баринов и др.

-3

Режиссер Георгий Шенгелия в кино работает с 1982 года. За этом время он поставил 13 полнометражных игровых фильмов и сериалов («Менялы», «Стрелец неприкаянный», «Ехай», «Классик», «Мусорщик», «Параллельные миры» и др.). Пик популярности его картин пришелся на 1990-е годы. К сожалению, после «Мусорщика» (2001) режиссерская карьера Г. Шенгелия пошла на спад. Его минисериал «Невозможные зеленые глаза» не смог по-настоящему заинтересовать телевизионную аудиторию. Детективную мелодраму «Флеш.ка» (2006) помнят, наверное, только самые преданные поклонники творчества режиссера. В 2012 году Г. Шенгелия сделал ставку на спортивную тематику в «Чистой победе», но фильм снова прозвучал в основном локально, получив награды на небольших российских и украинских кинофестивалях. После мелодрамы «Параллельные миры» (2013) Г. Шенгелия в кино пока не возвращался… И вернется ли?

Наряду с «Менялами» и «Мусорщиком» - «Классик», пожалуй, одна из самых популярных работ Георгия Шенгелия.

-4

…Некий ас бильярда по прозвищу "Классик" призван наказать тысяч на 150 "зеленых" известного бильярдиста-мафиозника. Вокруг "матча века" строится замысловатая интрига...

Благодаря профессионально скроенному сюжету с неожиданным финалом, «Классик» смотрится без скуки. Да и актеры собрались колоритные: Алексей Гуськов ("Золотое дно", "Дикий пляж", «Мусорщик»), Сергей Никоненко ("Пой песню, поэт", "Звезды и солдаты", "Странные люди", «Трын-трава»), Юозас Будрайтис ("Никто не хотел умирать", "Колония Ланфиер"), Александр Панкратов-Черный ("Мы из джаза", "Зимний вечер в Гаграх"), Владимир Этуш ("Кавказская пленница"), Владимир Зельдин ("Свинарка и пастух", «Десять негритят»)...

Иные российские режиссеры наловчились снимать "малобюджетки" чуть ли не в черновом варианте: с плохо записанным звуком, неряшливой "картинкой", аляповатыми декорациями и диалогами.

"Классик" поставлен иначе – в добротной, качественной манере отечественного жанрового кино. Не модно, не "тарантиообразно", зато "смотрибельно"...

-5

При этом оказалось, что у «Классика есть масса поклонников среди любителей бильярда, готовых часами обсуждать тонкости игры (далее цитирую комментарии читателей моего канала «История кино»):

- «Однажды получился у меня «удар Лемана», чисто случайно. До сих пор горжусь)) Потом ни разу, как-бы не старался)) Для этого нужно быть профессионалом и «видеть» геометрию» (А. Николаевич). - Удар Лемана по исполнению считается очень сложным, и просто так его не сделать, нужно очень долго его ставить. И вообще Леман - это очень известный бильярдист конца 19 века и теоретик игры на бильярде» (ДК). - «Главная фишка не в самом ударе…, а в установке самой пирамиды!» (В. Храпов). - «Как любитель бильярда пересматриваю фильм каждый раз, как натыкаюсь на него на каком-нибудь канале. Это – классика» (В. Певзнер). - «Я из-за этого фильма начал учится играть в бильярд» (Д. Зюрев).

Правда, некоторые любители бильярда посетовали, что «в фильме актеры в бильярд играть не умеют совершенно…. И при разбое пирамиды крайние шары никогда (!) в лузу не падают» (Ю. Солохин), и если бы актера «Гуськова хоть месяц поучили кий держать, было бы не очень глупо (я в коммерцию более 15-ти лет отыграл), а так хороший повод поржать, когда вспоминается при исполнении» (А. Ефимов).

-6

Но, конечно, в целом аудитория «Классика» гораздо шире круга игроков в бильярд, о чем свидетельствуют десятки восторженных коротких комментариев: «Классный фильм!» (Константин), «Шикарный фильм!» (Д. Троф), «Великий фильм!!!!» (С. Иванов), «Хороший фильм, один из немногих российских фильмов который можно смотреть и пересматривать много раз» (А. Санников), «Отличный фильм, прекрасная игра великолепных актеров!» (Т. Зайцева), «Его периодически показываю по кинозалам триколора, сутками на пролёт семь дней кряду, смотрел уже раз тридцать, но если попадается - смотрю всё равно)))» (Ж. Милославский), «Для многих … этот фильм если не культовый, то очень даже смотрибельный и в данном жанре любимый. Очень добротное, качественно снятое кино, тем более для тех лет. Ностальгия и реверанс создателям и актёрам» (AlexF) и т.п.

Отрицательных отзывов на фильм «Классик» очень мало: «Так себе фильмец» (Д. Иванов), «Мне не нравится этот фильм» (С. Александров), «Пафосная муть» (Валера), «А по мне - дешёвая попытка романтизировать подпольный бизнес и жизнь криминальных авторитетов. Кажется, что снимался на общаковые деньги» (Donperinhon).

Выводы. Итак, у фильмов на бильярдную тему есть неплохой зрительский потенциал, поэтому можно наверняка спрогнозировать, что если за такого рода сюжеты возьмутся создатели сериалов, да еще предварительно обучат этой игре хороших актеров, телерейтинги наверняка будет не хуже, чем у саги о майоре Черкасове…

Александр Федоров, ноябрь 2020