Сколько бы не шла речь про "люди работают только за деньги", и линейные работники, и тем более руководители понимают, что при прочих равных (компетентности, опыте и т.п.) сотрудник, которому нравится компания, более эффективен, чем тот, которому она не нравится. Ещё раз подчеркну, работа с лояльностью (как эмоциональным отношением) НЕ заменяет материальное вознаграждение, а надстраивается к нему.
И да, инструментов повышения и поддержания лояльности множество: от пресловутых "Досок почёта" (которые кстати работают, и в том числе в очень современных вариантах) до умения грамотно задействовать внутреннее "слабо" сотрудника. Но в этой статье про одно направление - улучшение отношения к компании через понимание, что она не стоит на месте, развивается и становится лучше каждый день.
Достичь такого понимания можно через регулярное озвучивание так называемых ВОПРОСОВ РАЗВИТИЯ.
*Денежных вливаний не требует))
Как говорить о вопросах развития:
📍 Для начала напомните про соцпакет и преференции, которые уже имеют сотрудники (кстати, это стоит делать регулярно, чтобы не "замыливалось"). Приведите примеры других компаний, в которых этого нет. Или озвучьте, сколько компания вкладывает в те или иные "плюшки".
📍 Расскажите сотрудникам про позицию компании на рынке. В ряде сфер для этого есть независимые рейтинги, если таковых нет - сформулируйте описательно, сравните с ближайшими конкурентами.
📍 Обозначьте ближайшие плановые мероприятия по автоматизации, смене программного обеспечения, обновлению парка компьютеров (даже если они не глобальны).
📍 Расскажите про ремонт на складе, укреплённые перила лестницы, новый кулер/кофемашину и другое осовременивание рабочего пространства.
📍 Озвучьте кадровые изменения (введение новых должностей, приём на работу новых сотрудников), в том числе те, которые только в планах.
📍 Осветите рекламную кампанию организации (даже если это про двух промоутеров, раздающих листовки, масштаб у всех разный). Сделайте отсылку к обновлениям соцсетей компании, если они есть.
📍 Расскажите об обучениях, которые уже прошли и/или будут проходить сотрудники (в том числе те, которые проходили 1-2 человека).
📍 Проговорите перспективы открытия новых направлений, филиалов, офисов/торговых точек, новую географию работы.
📍 Расскажите про изменения ассортимента производимой/продаваемой продукции/услуг, опишите планы по введению новых продуктов и/или отказу от старых.
📍 Расскажите про благотворительность и социальные мероприятия, которые поддерживает компания (как системные, так и разовые, причём любого масштаба - вплоть до сбора "добрых крышечек").
📍 Проведите сравнение компании сейчас с ней же 3/5/10 лет назад. Или расскажите (особенно если вы были свидетелем этого), как начинали с одного стола и двух сотрудников.
📍 Расскажите, как жалуется и просится обратно Вася, который месяц назад ушёл к конкурентам. Или как новенькая Маша сказала, что в её прошлой компании такого (чего "такого" - зависит от реальных комментариев Маши, врать тут не нужно) не было.
📍 Приведите пример реального роста сотрудника (было/стало). В том числе подойдёт и ваш личный пример, если вы приходили на другую должность и сумели достичь роста.
В общем, регулярно доносите до сотрудников, что компания не стоит на месте, развивается, движется, что-то меняет, - и им станет (и будет) интереснее и приятнее работать.
Возникает логичный вопрос - где и когда об этом обо всём рассказывать?
В идеале там, где это слышит и видит максимальное количество сотрудников, а именно:
- На общих совещаниях (в том числе ежедневных коротких планёрках). Не всё скопом конечно (эдак никакой планёрки не хватит), а по одной новости, но каждый день. Ну хотя бы каждую неделю))
- На корпоративных мероприятиях.
- В процессе неформальных бесед в отделе (как на рабочих местах, так и за обедом/чаем, в курилке).
- На сайте компании (особенно с учётом того, что почти всё из вопросов развития будет повышать репутацию компании и в глазах клиентов и в целом внешнего рынка).
- В соцсетях и/или корпоративных СМИ.
- На собеседованиях с кандидатами (если они не станут сотрудниками - понесут информацию на внешний рынок, что тоже плюс).
А если рассказать нечего?
Вот тут, знаете, я как Станиславский)) Не верю!
Если компания, даже локальная и крошечная, проработала на рынке хотя бы пару лет, - ей уже есть о чём рассказывать в плане развития. Как минимум, о том, что раньше и стула со столом не было. О том, что начинали с одного клиента, а теперь их десять. Или с одного продукта, а теперь воооон какой ассортимент.
Вопрос только в том, что самому руководителю нужно немного встряхнуться, выйти из рутины и вспомнить, а что у нас менялось.
Если же компания открылась только вчера - то пока для формирования лояльности будут работать другие инструменты. Например, визуализация будущего)
Вы, как руководитель, говорите о вопросах развития с сотрудниками?
А вам, как подчинённому, о них рассказывают?