Удивительный все-таки, этот фильм "Школьный вальс".
С одной стороны он о попранной морали: 17-летняя выпускница школы беременеет, а отец ребенка парень, у которого толком усы еще не растут на лице, узнав об этом сматывает удочки.
Представьте еще те времена, когда слово "мораль", "нравственность" имели особое значение. Это были не просто слова, а часть идеологии СССР.
Сейчас такие темы обсуждают на "Пусть говорят" и нормальный человек обычно плюется, глядя на таких школьниц из неблагополучных семей, с запущенным воспитанием.
Какова должна была быть на все это реакция тогда? А еще и кино снять об этом?
Но фильм на такой довольной скользкой теме получился как раз очень культурным и даже помог многим советским женщинам, по словам Елены Цыплаковой принять правильное решение, но об этом подробнее в конце статьи.
Сценаристка "Школьного вальса" Анна Родионова признается, что историю для фильма взяла из жизни.
Как она сама рассказывает, что в ее детстве с ней в одной школе училась девочка Майка. И в 7 классе она исчезла. Потом долго ходили слухи, что она в кого-то влюбилась и родила.
Удивительно и то, что такой фильм снимали на киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького.
То есть там, где киноленты строго снимались только на детские темы, а тут сразу о плотской любви, ранней беременности.
Но режиссер Павел Любимов и сценаристка Анна Родионова не собирались быстро сдаваться. Торговались с руководством киностудии из последних сил.
Например, совет призывал изменить сценарий, где главная героиня должна был быть студенткой, а не школьницей. Но создатели фильма не согласились.
Затем руководство предложило, чтобы раз уж школьница, то пусть все эти жизненные перипетии случатся с ней в последний день школы, но сошлись на том, что перед последним звонком.
Впрочем, сказать, что это единственные на то время шокирующие темы в этом фильме, значит солгать.
Там же еще семья главной героини распадается. Там интеллигентные люди изменяют друг другу.
Но фильм получился вовсе не пошлым, а не гениальным. Его хотелось смотреть и пересматривать, сочувствовать главной героине.
Елена Цыплакова , сыгравшая десятиклассницу Зосю в положении, вспоминает:
Огромное количество женщин не сделали аборты после просмотра фильмов. Я получала письма.
Один раз ей написал мужчина, в письме он называл Елену крестной, рассказав ей о том, что она помогла своей ролью его матери принять правильное решение, поэтому на свет он все-таки появился.