Я возлагал на Уницу большие надежды, ожидал увидеть на перекрестке дорог «Пятерочку» или «Магнит», но по факту это оказалась просто небольшая деревня. Впрочем, оно и не удивительно, так как если не считать той дороги, по которой мы сюда попали с Заонежья, с точки зрения простого обывателя Уница стоит в тупике, и, как показалось лично мне, она имеет «дачный тип».
А поздняя осень и легкий мороз, по-видимому, уже разогнали всех дачников по их основным местам проживания, поэтому, проезжая по улицам, среди старых покосившихся изб или новых, обшитых сайдингом домиков, мы увидали всего пару человек и не встретили тут ни одной машины.
На единственном здешнем перекрестке мы ненадолго притормозили, чтобы рассмотреть странные каменные сооружения, стоявшие прямо среди сельских огородов и заборов. Какие-то большие серые пирамиды, которые показались мне чем-то вроде опор старинного, ныне разрушенного моста.
Правда, мне не было понятно, куда этот мост мог быть перекинут и я не видел нигде каких-либо ответных опор. Наташка пару раз сфотографировала загадочные пирамиды, и мы медленно тронулись дальше по главной улице. Позднее я выяснил, что сооружение было ни чем иным, как развалинами какой-то дореволюционной лесопилки — видимо, на двух больших опорах покоился огромный вал, который мог приводить в движение, например, огромную пилу.
Кроме пары занятных домиков нам здесь ничего интересного более не встретилось. Один из них имел гонтовую кровлю, о которой мы недавно писали на канале, а другой — был построен целиком из лафета, о таких домах у нас тоже как-то была статья.
Странно, что избушка не отличалась какой-то роскошью или размерами, но бревна ее полусгнивших стен были отесаны с обоих сторон.
Ну а местная церковь, которая, несомненно, тоже привлекает внимание, при ближайшем рассмотрении оказалась новоделом, обшитым очень пошлым сайдингом.
Поглядев на это мы двинулись дальше, и вскоре уже ехали в полном одиночестве по дороге, ведущей к станции Кяппсельга.
В этом месте все интересное для нас могло бы и закончиться. Мы могли бы решить ехать прямо с тем, чтобы потом без всяких приключений выбраться на Мурманское шоссе, и далее вернуться домой. Но никакое путешествие без своего «поворота не туда» нельзя считать полноценным, и мне хотелось, так сказать, продолжения банкета. Тем более, что к тому моменту я уже полностью уверовал в легкодоступность и проходимость на автомобиле почти всех заонежских дебрей. И как раз где-то в этом месте я ожидал увидеть маленькую отворотку налево: дело в том, что вдоль железной дороги, идущей от Кондопоги к Медвежьегорску есть дорога. На карте OSM она была обозначена толстой линией. И от нее кто-то нарисовал отвороточку, идущую через ныне несуществующую деревню Майозеро, и заканчивающуюся не доходя той трассы, по которой мы сейчас двигались. Я был уверен в том, что на самом деле та дорожка все-таки соединяется с нашей трассой, и в ее ожидании я ехал все медленнее и медленнее, покуда, вдруг и в самом деле не увидел узенький проселочек, уводящий налево, и явно соединявшимся с тем, что был кем-то нарисован на карте. От железной дороги по прямой нас отделяло всего 6 километров.
Первые подозрения о том, что здесь что-то не так меня посетили, когда мы медленно и очень аккуратно взбирались на какую-то очередную гору. Да, мы уже давно тащились на первой пониженной передаче по той самой нарисованной дороге, переваливаясь на камнях, но если сперва мы двигались по чьим-то свежим следам, то теперь мы свернули на давно не хоженую тропу: следы другой машины заросли и скрылись под палой листвой, и путь нам постоянно преграждали нависающие со всех сторон кусты. Тут давно никто не ездил! Но нам ехать было в целом несложно, хоть местами и страшновато из-за сильнейших кренов и опасных для агрегатов булыжников. Однако, постепенно я начал предчувствовать, что дальше все может оказаться гораздо сложнее, и наш предшественник тут передвигался явно не на кроссовере.
Совсем печально стало, когда лес вдруг расступился, и мы очутились на огромной просеке ЛЭП.
Без деревьев у кустов, среди которых мы двигались ранее, дорога тут же начала выглядеть просто опасной колеей в траве: там все-таки чисто психологически было проще, а теперь мы просто остановились в чистом поле.
По колее, в ту сторону, куда нам было нужно, тек ручеек, над нами, на огромной высоте в сером небе висели провода, а справа и слева виднелась эта просека с гигантскими опорами и стенами скал, как бы говорящими, что бежать отсюда совершенно некуда. Возвращаться назад пока еще не хотелось, и поэтому оставалось двигаться только вперед. Что мы, собственно, и сделали, даже ни разу нигде не забуксовав, несмотря на страшноватый вид, который здесь приобрели следы нашего предшественника. Так мы пересекли просеку, небольшой перелесок, и оказались у цели.
Разумеется, что никакой деревни тут уже не было и в помине — от нее осталось только урочище, приметное место, представлявшее собой просто большое кочковатое поле.
Колея опять терялась в траве, но примерное ее направление вполне читалось. Я заглушил мотор, с тоской посмотрел вперед, туда где поле упиралось в лес, и мы пошли смотреть на «деревню». Мрачный вид этого места усугубил еще и незаметно начавшийся снегопад.
Как я уже говорил, от деревни не осталось вообще ничего, но здесь я вдруг открыл для себя занятный факт. Обычно, продумывая маршрут, я стараюсь взять информацию из разных источников, и в части касающейся картографии я пользуюсь одновременно топокартами и спутниковыми снимками - «Бинг», «Гугл», «Яндекс», и т.д. При сопоставлении этих источников всегда можно заметить какие-нибудь нюансы. Так вот, на снимках Бинга, которые часто попадаются с высоким разрешением, в местах таких вот урочищ вокруг Онего я всегда видел на полях некие странные точки, казавшиеся мне то артефактами изображения, то могилами.
Теперь же, непосредственно на местности, я вдруг осознал, что «точки» вполне реальны, и это ни что иное, как кучи камней, во множестве встречающиеся на подобных полях. Мы принялись обсуждать данный вопрос с Натальей, и она настаивала на естественном происхождении этих куч, а я считал, что они сделаны прежними жителями намеренно. В самом деле, в других деревнях обонежья я уже видел подобные образования на сельскохозяйственных полях и возле домов — они лежали прямо на приусадебных участках. А вот на вырубках, в лесах или на естественных лугах мне такие груды никогда не встречались, там валуны можно было встретить хаотично разбросанными по территории. Логично предположить, что при обустройстве своего поселения люди просто расчищали землю и стаскивали камни куда-нибудь в одно место. Однако, так как в старину не было экскаваторов и грузовиков, такую тяжесть трудно было бы уволочь куда-то далеко, и поэтому они складывались в непосредственной близости от участка конкретного человека. Не знаю, так ли это на самом деле, но мне кажется, что по наличию вот этих каменных нагромождений можно легко заметить давно исчезнувшее поселение, и даже сделать вывод о примерном расположении построек в нем.
Но кучи были просто кучами, и немного побродив среди них, мы вернулись в машину, и очень аккуратно двинулись дальше. Теперь-то уж точно назад возвращаться я не хотел, вспоминая о страшноватой просеке ЛЭП, тем более, что на пути сюда мы пересекали ее под уклон, а теперь пришлось бы взбираться наверх по уже слегка поврежденной земле. Однако, в конце поля дорога появилась вновь, по ней мы спустились к небольшому бродику, и казалось бы, ничего не мешало ехать дальше, но едва преодолев ручей, мы застряли в грязи.