Найти тему
Сайт Авиационной Истории

Перегон Ту-144 СССР-77110 в Ульяновск

1 июня 2019 года, исполнилось ровно 35 лет, как на аэродроме Ульяновск – Баратаевка, приземлился самолет Ту-144 СССР-77110 (з/н 10061). В далеком 2014 году я написал подробную статью об истории этого легендарного перелета. Возвращаемся к написанным строкам.

Ту-144 СССР-77110 в экспозиции Головного отраслевого музея истории гражданской авиации, сентябрь 2011 года. Фотография © Валерий Тимофеев
Ту-144 СССР-77110 в экспозиции Головного отраслевого музея истории гражданской авиации, сентябрь 2011 года. Фотография © Валерий Тимофеев

Самолет был предназначен для пополнении экспозиции Головного отраслевого музея истории гражданской авиации, созданного на базе Центра гражданской авиации СЭВ. Ту-144 был передан на основании: решения Заместителя Министра Гражданской авиации Н.Ф. Васина от 21 октября 1983 года; распределения самолетов Ту-144 от 11 января 1984 года, подписанное Заместителем Министра Авиационной Промышленности; указания Заместителя Главного Конструктора Ю.Н. Попова №44-3105 от 31 мая 1984 года. Авиалайнер был приведен к выставочному виду по перечню ММЗ «Опыт» и принят в головной отраслевой музей истории гражданской авиации.

УУЗ ГА оплачивало расходы, связанные с приведением самолета к выставочному варианту. 1 июня 1984 года сверхзвуковой самолет приземлился в последний раз в аэропорту Ульяновска. В Ульяновск Ту-144 привел экипаж в составе: КВС В.Н. Матвеев, второй пилот С.Т. Агапов, штурман В. Трошин, борт-инженер В. Соломатин, ведущий инженер В. Генов. Это был последний 140 полет, продолжительностью 1 час 30 минут. С начала эксплуатации Ту-144 СССР-77110 налетал 247 часов 1 минуту, из них на сверхзвуке 116 часов 27 минут.

Ту-144 СССР-77110 Ульяновск, 1 июня 1984 года. Прибытие в музей. Фотография © Архив Головного отраслевого музея истории гражданской авиации
Ту-144 СССР-77110 Ульяновск, 1 июня 1984 года. Прибытие в музей. Фотография © Архив Головного отраслевого музея истории гражданской авиации
Ту-144 СССР-77110 Ульяновск, 1 июня 1984 года. Прибытие в музей. Фотография © Архив Головного отраслевого музея истории гражданской авиации
Ту-144 СССР-77110 Ульяновск, 1 июня 1984 года. Прибытие в музей. Фотография © Архив Головного отраслевого музея истории гражданской авиации

13 июня 1984 года был подписан акт о передаче самолета Ту-144 №77110 /06-1/ выработавшего ресурс, музею Ульяновского Центра гражданской авиации СЭВ. Этот акт был подписан с двух сторон: со стороны МАП инженером по эксплуатации Ту-144 А.Н. Амелюшкиным, со стороны МГА директором музея Гражданкой Авиации А.П. Гуркиным. Шесть лет самолет простоял на АТБ Центра ГА СЭВ, пока летом 1990 года он не был установлен в основной экспозиции музея. Невольным свидетелем, транспортировки Ту-144 с АТБ в экспозицию музея, в 1990 году стал автор этих строк, когда улетал из Ульяновска в Москву в Домодедово на Як-40 ранним летним утром. В тот день я наблюдал Ту-144 на стоянке у аэровокзала.

Ту-144 СССР-77110 в Ульяновске на старом месте экспозиции музея на территории АТБ, 1980-е года. Фотография © Petr Popelar
Ту-144 СССР-77110 в Ульяновске на старом месте экспозиции музея на территории АТБ, 1980-е года. Фотография © Petr Popelar
Ту-144 СССР-77110 в экспозиции Головного отраслевого музея истории гражданской авиации, сентябрь 1992 года. Фотография © Adrian Morgan
Ту-144 СССР-77110 в экспозиции Головного отраслевого музея истории гражданской авиации, сентябрь 1992 года. Фотография © Adrian Morgan
Ту-144 СССР-77110 в экспозиции Головного отраслевого музея истории гражданской авиации, 1993 год. Фотография © Malcom Nason
Ту-144 СССР-77110 в экспозиции Головного отраслевого музея истории гражданской авиации, 1993 год. Фотография © Malcom Nason
Ту-144 СССР-77110 в экспозиции Головного отраслевого музея истории гражданской авиации, 7 января 2004 года. Фотография © Дмитрий Авдеев
Ту-144 СССР-77110 в экспозиции Головного отраслевого музея истории гражданской авиации, 7 января 2004 года. Фотография © Дмитрий Авдеев

Самолет Ту-144 СССР-77110 стал визитной карточкой музея. После того, как весной 2008 года в самолете отреставрировали салон, внутрь его стали запускать экскурсионные группы. В августе-сентябре 2008 года Ту-144 заново покрасили. После таких проведенных мероприятий, возросло и число посетителей музея.

Кабина пилотов самолета Ту-144 СССР-77110, Ульяновск, 10 марта 2008 года. Фотография © Юрий Дорошенко
Кабина пилотов самолета Ту-144 СССР-77110, Ульяновск, 10 марта 2008 года. Фотография © Юрий Дорошенко
Пассажирский салон Ту-144 СССР-77110, Ульяновск, 10 марта 2008 года. Фотография © Юрий Дорошенко
Пассажирский салон Ту-144 СССР-77110, Ульяновск, 10 марта 2008 года. Фотография © Юрий Дорошенко
Пассажирский салон Ту-144 СССР-77110, Ульяновск, 10 марта 2008 года. Фотография © Юрий Дорошенко
Пассажирский салон Ту-144 СССР-77110, Ульяновск, 10 марта 2008 года. Фотография © Юрий Дорошенко
Покраска самолета Ту-144 СССР-77110, Ульяновск, 7 сентября 2008 года. Фотография © Юрий Дорошенко
Покраска самолета Ту-144 СССР-77110, Ульяновск, 7 сентября 2008 года. Фотография © Юрий Дорошенко
Покраска самолета Ту-144 СССР-77110, Ульяновск, 7 сентября 2008 года. Фотография © Юрий Дорошенко
Покраска самолета Ту-144 СССР-77110, Ульяновск, 7 сентября 2008 года. Фотография © Юрий Дорошенко

Хранителем этого самолета был Алексей Валерьевич Крытов. Алексей Крытов долгие годы работал экскурсоводом в Головном отраслевом музее истории гражданской авиации в Ульяновске. На протяжении долгих лет он сохранял всеми посильными способами уникальную коллекцию натурных экспонатов музея. Любимым его самолетом был Ту-144. Он отдал много сил на его восстановления и открытия для посещения. С 2017 года Алексей был назначен и.о. директора музея. 11 июня 2019 года Алексей скончался после продолжительной тяжелой болезни. Алексей Валерьевич Крытов отдал свою жизнь истории гражданской авиации....

Алексей Валерьевич Крытов, Сочи, Адлер, 18 мая 2008 года. Фотография © Архив Юрия Дорошенко
Алексей Валерьевич Крытов, Сочи, Адлер, 18 мая 2008 года. Фотография © Архив Юрия Дорошенко

Самолету без Алексея очень плохо...

© Юрий Дорошенко