Когда мне было лет 15, мне в душу запал очень интересный учебный предмет "Риторика и культура речи" . На практических занятиях мы разыгрывали различные ситуации, риторические задачи, придумывали тематические монологи от лица литературных героев. В целом - кайф для тех, кто любит "поиграть со словом". Но были там также и теоретические занятия. На них обсуждали типичные речевые ошибки, которыми грешат люди, совсем того не замечая. Тогда, в то время, эти обсуждения казались мне скучными и бесполезными.
Например, в чём беда, если человек путает слова "эффектный" и "эффективный" (смешение паронимов)? Или когда в известный речевой оборот вдруг вклинивают лишнее слово вместо того, которое просится на язык (я постиг фиаско)? Разве это может раздражать до такой степени, чтобы прямо "накипело"??
О, дааа. Оказывается, что может. Если этот человек находится с тобой рядом. Я в этом убедилась потом, когда начала (лет в 18) встречаться с молодым человеком, который, мягко говоря, родной язык недолюбливал. (Опять не называю его имя, а то вдруг...) Я, конечно, сама не филолог, но то, что парень "перегибает палку" (хоть и нечаянно), было очевидно!
Кстати, у меня зрение не очень хорошее, поэтому я ношу контактные линзы и иногда надеваю очки. И вот пришла я тогда на одно из свиданий в очках. А молодой человек, взглянув на них, произнёс: "Ух ты, тебе идёт. А я вот тоже иногда очки (о)деваю, так, ДЛЯ СОЛИДАРНОСТИ!"
Я говорю: "Ооо, как благородно! Это для того, чтобы девушка-очкарик не чувствовала себя рядом с тобой неудобно, чтобы вы были на одной волне?"
А он мне в ответ: "В смысле? Чё за волна? Я просто в них выгляжу старше!"
Сказать ему, что он носит очки ДЛЯ СОЛИДНОСТИ, я не решилась.
А вот еще случай был, с ним же. Поспорили мы на одну неприятную тему. Слово зА слово, и диалог стал напряженным. И, в разгар уже начавшейся перепалки, парень рявкнул: "Ну почему у тебя опять на всё есть АПОСТАМЕНТЫ?!"
Я задумалась, а что такое "апостамЕнты"? Вроде бы "апартаменты" - знаю, "постамент" - тоже слово не новое, но в нашем диалоге ведь не упоминались ни комнаты, ни памятники, ни что-то похожее!
Тьфу ты, он же, наверное, имел в виду АРГУМЕНТЫ!!! Только вот я, "тупая дура", не сразу это поняла. Зато я поняла другое! И вовремя свернула общение с этим человеком. И не помогли в этом клиническом случае ни АРГУМЕНТЫ, ни ФАКТЫ.
еще невыдуманные истории о конфузиках:
"Как второклассник "умыл" взрослого хвастуна" или "Турнир на выживание"
"Сломаю себе пальцы - и на работу не пойду" или "Кому сейчас легко"
Совсем не смешной случай из детской хирургии
Спасибо, что зашли. От самых добрых читателей жду такого же доброго лайка и подписки на КАНАЛ
#русский язык #отношения #родная речь