Уже известно, что Гран-При Монако 2020 года не будет. Это произойдет впервые за долгие годы. Крайний этап – Гран-При Монако 2019 года проходил 26 мая. Это был 6-й этап чемпионата мира по автогонкам в классе машин «Формула-1». Кроме того, этап в Монако проводился в 77-й раз всего, с 1929 года, и в 66-й раз с момента его включения в календарь чемпионата мира «Формулы-1». Далее будут использованы фото за последние три года Гран-при Монако.
Перед тем, как продолжить повествование о фотосъёмке Гран-При Монако, предлагаю вспомнить в виде слайд-шоу содержание двух прошлых частей рассказа! МАЙ 2020. © Фотоагентство ASppaImages ANO (АСППА ИМАДЖЕС АНО) email: aspressphoto@gmail.com фотожурналист Александр Серегин
Гром на улицах Монако. Заезды «Формулы-1». Суббота и воскресенье
Сектор 1
Первый сектор трассы в Монако состоит из нескольких поворотов. Это первый поворот St. Devote, восходящий вверх вираж Beau Rivage, третий поворот Massanet, четвертый поворот the Casino Первый поворот опасен тем, что в пылу борьбы высок соблазн затормозить поздно и постараться обогнать соперника. но многие ошибаются на торможении, и болиды уезжают вперед за пределы поворота на «островок безопасности». нередко в этом повороте происходят аварии.
Sainte Devote
За барьерами первого поворота трассы Монако находится небольшая часовня, которая называется Saint Devota. В день гонки сложно увидеть это строение, так как его закрывают многочисленные баннеры. но после заездов можно подняться по лестнице вверх рядом с этой часовней, а наверху зайти на платформу железнодорожной станции Монако Монте-Карло.
Beau Rivage
В переводе означает «красивая береговая линия» по-французски, но, как и часовня, в день гонки вид портят рекламные баннеры. В этом повороте высокие скорости, каждый пилот старается пройти этот вираж как можно лучше. После заездов можно свободно прогуляться вдоль этого виража и выйти вверху к легендарному казино Монако.
В подъеме к Beau Rivage эффектно смотрятся болиды на фоне барьеров, которые находятся невероятно близко к машинам, и пилоты практически их облизывают корпусами на скорости за 260 км/ч.
Здесь лучшим выбором для фотосъемки будет длиннофокусный объектив от 400 до 600 mm. и даже при самом длинном фокусе может потребоваться использование экстендера на 1.4х или даже на 2х. В 2019 году фон для фотосъемки был не очень удачным, так как на зданиях были строительные леса. Поэтому можно было снимать только на длиннофокусные линзы.
Но если пройти ближе к повороту Massanet, где происходит торможение до 4-й передачи, то можно занять удачную позицию и получить отличные крупные кадры. Правда на этом участке трассы скорость болидов до точки торможения очень высокая и процент бракованных кадров будет большим. кроме того, здесь имеется перепад высот и машины вылетают буквально из ниоткуда, что еще более усложняет условия фотосъемки, так как приходится ориентироваться на звук или на ощущения. Выдержки для фотосъемки в этой части трассы от 1/1000 и короче.
Но здесь же можно взять и объектив с широким углом съемки и поснимать на длинных выдержках пролетающие мимо болиды. Эффектно смотрится картинка болида на фоне дорогих бутиков и зрителей, занявших на их крыше одни из самых лучших мест на трассе для просмотра. В такие места доступ имеют лишь VIP зрители.
Massenet
Поворот назван в честь оперного композитора Жюля Массне. оперный театр находится рядом с виражом, здесь же возле здания находится бюст Массне. Длинный левый поворот выводит к площади казино.
Casino Square
Одно из самых знаковых мест Гран-При Монако. Трасса протекает вокруг площади казино с фонтаном и садом. Здесь очень хорошая позиция для фотосъемки снаружи, но внутри снимать не везде разрешено.
Чуть дальше расположен вираж Casino Square. Здесь очень хорошая позиция для фотосъемки крупным планом с внешней части трека. Можно снять красивые плакатные снимки. При этом на кадрах будут присутствовать такие свойственные только Монако реквизиты, как монументальные столбы освещения, а также вывеска Cartier… С внутренней стороны трассы можно поработать на объектив с широким углом и поснимать как с длинными, так и кроткими выдержками.
Далее идет спуск к повороту Mirabeau примерно в середине которого есть неровность, которую автомобили стараются объезжать на высокой скорости и нередко искрят. В первой практике в четверг многие фотографы начинают фотосъемку именно с этой части трассы, на стыке первого и второго секторов. Здесь можно получить свойственную Монако фотокартинку, поскольку, по сути, болиды несутся по обычной улице, а вокруг кафе и жилые дома!
Сектор 2
Болиды на этом участке трассы тормозят с 200 км/ч до 80 км/ч к повороту номер 5 Mirabeau, а далее вниз по склону к самой медленной точке трассы 6-му повороту шпильке Loews, где скорость болидов составляет всего около 50 км/ч.
Но до шпильки есть спуск к этому легендарному повороту. В районе этого спуска фотографы находятся буквально в метре-двух от шлема пилота, проносящегося рядом с барьером. В бой вступают широкоугольные объективы и длинные выдержки. Многие фотографы снимают в щёлки между барьерами. В общем это одно из основных арт-мест трассы Монако, здесь можно “танцевать с камерой” сколь угодно долго.
Райнер Шлехельмильх – фотограф снимавший Гран-При Монако с 1962 года каждый этап!
На спуске к шпильке Loews, примерно в середине спуска, всегда находится множество фотографов, которые снимают потрясающие и единственные во всем чемпионате виды сверху. Здесь можно снимать проносящиеся внизу болиды на любую технику, общие планы, крупные, средние. Все снимки будут атмосферными и хорошо передавать суть привходящего. Знаковое место!
Grand Hotel Hairpin
Когда людям говорят «гоночная трасса в Монако», то большинство тут же вспоминает именно этот поворот-шпильку. Самый медленный поворот «Формулы-1». Ранее имел названия Station и Loews Hairpin. Здесь современные широкие и длинные болиды «Формулы-1» буквально вывешивают свои передние левые колеса и входят в шпильку на трех колесах.
Снимать в этой точке трассы можно, как с внутренней, так и с внешней ее части. Внутри шпильки по ТВ картинки обычно все видят только зеленые кактусы и пальмы. на самом деле, внутри этого «сада» хорошо устроились фотографы. там достаточно много места, хватает для двух-пяти человек с аппаратурой. Вокруг колючие кактусы и пальмы (уколы от них долго заживают), но именно они дают тот самый антураж «шпильки в Монако», в кадр не редко попадают пальмовые ветви. Ещё отсюда хорошо видно, как пилоты работают рулем, расстояние до болидов – порядка двух метров.
С внешней стороны шпильки можно снимать крупные планы пилотов в кокпите. Или на широкий угол общие планы, которые всегда ценятся. Это одно из излюбленных мест, но многие фотографы предпочитают отснять материал с этапа Гран-При во время свободных практик, а в момент гонки забежать на точку для фотосъемки лишь ненадолго, поскольку она является наиболее отдаленной от паддока. Если плохо просчитать время, можно не успеть снять материал на других позициях или опоздать к процедуре награждения.
Затем гоночные машины проходят под мостом к связке поворотов 8-9 Portier, а далее ныряют в туннель под Grand Hotel. Здесь идет резвый разгон до 300 км/ч. При этом туннель имеет искусственное освещение, и в нем все равно очень темно. Поэтому такая перемена света и тени сильно бьет по зрению гонщиков, и в этом месте надо быть очень внимательным. Это самая быстрая часть трассы. В туннеле пилоты проводят менее 10 секунд.
Portier
Поворот назван в честь района в Монако. Удобное место для фотосъемки на широкоугольные объективы, хотя и с длиннофокусными можно поэкспериментировать. если честно, то в этой части не так много возможности для красивого построения кадра. например, часть трассы перед тоннелем, с участка откуда должен открываться вид на море, огорожена баннерами с картинкой моря… решение весьма спорное, но за баннером идет стройка нового района.
Туннель
Здесь пилоты вжимают газ в пол и проходят его на скорости 300 км/ч. После туннеля пилот готовиться к атаке на соперника на торможении перед шиканой Nouvelle Chicane. Фотосъемка в туннеле разрешена, но очень непроста. Снимать там сложно по ряду причин. Это и повышенное значение ISO. Скорее всего оно будет варьироваться от 800 до 5000 единиц, в зависимости от сюжета снимка. обычно при короткой выдержке это 2500 единиц. но в туннеле интересно снимать на длинных выдержках. Проносящиеся болиды в закрытом помещении создают оглушительный рев, и это еще современные «тихие» двигатели!
Из туннеля есть лифты наверх, к повороту Massenet. Очень удобно добираться до противоположной точки на трассе, но надо знать где находятся и лифт, и проходы к нему, а это не сразу запоминается.
На выходе из туннеля также постоянно толпятся фотографы, а снимки из этой части трассы ценятся различными спортивными изданиями и агентствами. но чтобы занять очередь для фотосъемки, надо сильно постараться прийти пораньше. Прождать своей очереди можно очень долго.
Сектор 3
После тоннеля начинается третий сектор трассы в Монако. Это первое серьезное торможение перед Nouvelle Chicane. Далее после шиканы болиды ускоряются и мчатся к повороту Tabac. После следуют шиканы Piscine. очень сложно лавировать между отбойниками в 17 и 18 поворотах – шпилька La Rascasse во всей красе. но это и еще одна точка для обгона соперника.
Nouvelle Chicane
Пилоты приближаются к шикане на скорости около 290 км/ч. и при этом тормозят с огромной перегрузкой до 60-80 км/ч. Это историческая часть трассы, ранее шикана называлась Chicane du Port. Вокруг стоят огромные шикарные яхты. Это одна из немногих точек обгона на трассе. Шикана была отремонтирована в 1986 году и переименована в Nouvelle Chicane.
До 2019 года в ней можно было без проблем снимать с любой точки, но в 2019 году были введены новые красные зоны, где фотосъемка запрещена, как опасная для жизни. Поэтому кадров с этой позиции стало гораздо меньше.
Этот поворот известен еще и тем, что фотографы имеют возможность ложиться на землю за его ограждением, в то время как болиды пролетают всего в нескольких метрах от камеры. Здесь удачно получаются кадры на коротких или длинных выдержках на широкоугольные объективы. Фон снимка – яхты, шикарные дома и зелень деревьев вдали. Это также одно из любимых мест фотографов.
Tabac
Опаснейший левый поворот проходится на высокой скорости. Он назван в честь небольшого магазинчика tabacco неподалеку рядом с трассой. кто-то считает, что проигрыш по времени в этом месте может стоить победы в итоге. Снимать снаружи в этом месте не реально, так как все закрыто сеткой. А с внутренней части есть специальные прорези в ограждении, откуда могут вести фотосъемку фотографы. именно отсюда был снят кадр с драматически лопнувшей покрышкой Шарля Леклера на Гран-При Монако 2019 года.
Swimming Pool
Вслед за виражом Tabac болиды раньше мчались по прямой, но в 1970-х году был построен бассейн, что повлекло за собой добавление новых поворотов, конфигурация трассы в этой части изменилась.
La Rascasse
Поворот получил свое название в честь ресторана старого рыбака, но в настоящее время это достаточное дорогое кафе. Здесь снимать достаточно просто и удобно, так как вираж находится всего в нескольких десятках метрах от паддока.
Anthony Noghes
Последний поворот трассы в Монако назван в честь основателя трассы – Энтони Ногеса.
В 2019 году Льюис Хэмилтон использовал в Монако шлем в специальной раскраске, посвященной ники Лауде. известный австрийский гонщик был одним из руководителей команды мерседес и, к сожалению, скончался незадолго до гоночного уик-энда в Монте-Карло. Он прожил долгую и захватывающую жизнь. Гонщики паддока почтили память Ники.
Гонку выиграл Льюис Хэмилтон после старта с поула. Себастьян Феттель и Валттери Боттас заняли второе и третье места соответственно после того, как макс Ферстаппен получил штраф, который отодвинул его на четвертое место. Льюис Хэмилтон обеспечил себе 77-ю победу в своей карьере, и его третью в Монако.
Гонка была посвящена памяти австрийца Ники Лауды, легендарного чемпиона мира Ф1
P.S. За кадром
Автор текста и фото А. Серёгин
Mai 2020
Надеюсь данный фоторепортаж будет интересен читателю.
Проект-1:
Если Вы любитель фотографии и высоких скоростей, то, возможно, Вам будет интерес коллекционный авторский проект изданный в 2020 году – Glamour and Speed: Photographing The Monaco Grand Prix: How I photographed the Formula 1 Monaco Grand Prix 2019
Представляю вниманию мой новый печатный проект – фотоальбом на 100 страниц выполненный на качественной плотной фотобумаге. Посвящён фотосъёмке Гран-При Монако 2019 года. В этом альбоме я знакомлю читателя с фотоснимками сделанными на Гран-При Монако 2019 года с их привязкой к поворотам легендарной трассы в Монте-Карло. Каждый снимок сопровождается всеми техническими данными о фотосъёмке.
Проект-2:
“Скорость без лимита: фотосъёмка авто- и мотоспорта”
Если Вы любитель фотографии и высоких скоростей, то, возможно, Вас заинтересует мой коллекционный авторский проект изданный в 2019 году ограниченным тиражом всего 21 экземпляр:
“Скорость без лимита: фотосъёмка авто- и мотоспорта” / “High speed without limits: photography of Motor Racing”
В России, СССР и СНГ таких работ до настоящего времени просто не было. Я знакомлю в этой книге читателя с миром авто- и мотогонок изнутри, с точки зрения фотожурналиста, делюсь десятилетним опытом работы на различных международных соревнованиях, начиная от мотокросса, до «Формулы-1».
Характерная особенность книги – каждая фотография подписана и сопровождается точными данными EXIF о фотосъёмке.
В книге 17 глав (содержание приведено ниже – прим.), 137 тыс. знаков, содержится 755 высококачественных фотографий с различных мировых первенств, в частности с этапов Гран-При.
Книга доступна для заказа в магазине по этой ссылке. Стоимость – 5250 рублей.
Социальные сети:
Также приглашаю в группу ВКонтакте посвященную автоспортивной фотосъёмке! По мере событий постараюсь в ней выкладывать также как и здесь, на Zen, небольшие фоторепортажи с места событий: https://vk.com/autosportmedia
Там я публикую записи и статьи, которые обычно выходят на сайте агентства asppaimages.com. В группе ВКонтакте также удобно общаться и обмениваться информацией.
С Уважением, А.С.