Помните про уникальную пожарную цистерну АЦ-30 (205) на шасси МАЗ-205, которую я встретил в крошечном поселке Тумботино Нижегородской области?
Как оказалось, довольно длительное время там трудилась еще одна редкая пожарная машина, которая буквально на днях была в отреставрированном виде выставлена на постаменте в соседнем городе Павлово-на-Оке.
Чтобы вы понимали, это действительно очень редкая пожарка, которая даже существует в виде масштабной модели. Именно та самая, из Тумботино.
Её название АЛ-18 (52) Л2. Обычно их делали на шасси ГАЗ-52-01, но этот сделали на гораздо более экзотическом варианте седельного тягача ГАЗ-52-06. Правда эта информация документально не подтверждена, так что может быть обычными слухами.
АЛ-18 начали выпускать в 1967 года на Торжокском машиностроительном заводе.
18-метровая автолестница с гидравлическим приводом пришла на смену довольно распространенному АЛГ-17 (51) ЛЧ на шасси ГАЗ-51.
Зачем нужны пожарные лестницы, думаю, не стоит объяснять. АЛ-18 позволял проводить спасательные работы на высоте до шестого этажа.
Кроме этого, на вершине лестницы можно было закрепить лафетный ствол для тушения пожаров в многоэтажных домах.
Гидравлическая лестница состоит из трех основных колен и одного дополнительного.
Колена АЛ-18 выдвигаются гидроцилиндром, а вот сдвигание происходит под действием их собственной массы.
Дополнительное колено выдвигают и сдвигают вручную, когда основные колена закреплены. Оно служит для доводки вершины лестницы до необходимого положения.
Чтобы выдвинуть лестницу на полную длину и повернуть на 90 градусов требовалось всего 45 секунд!
История этого экземпляра началась в 1967 году, когда он вышел из ворот завода. На заводской табличке красуется №3, то есть это третий по счету выпущенный автомобиль!
Новенькую лестницу отправили в Тумботино, где она стояла на боевом расчете до недавнего времени.
После этого грузовик списали. Но, к счастью, не отправили в металлолом, а договорились с пожарным управлением близ завода Гидроагрегат в Павлово, чтобы выставить в виде памятника на постаменте.
Торжественное открытие памятника состоялось буквально на днях - 4 ноября 2020 года.
Свежевыкрашенный автомобиль в состоянии, достойном какого-нибудь музея, занял своё место на постаменте, вздернув вверх передние колеса.
Не так часто в нашей стране рождаются новые памятники, особенно с такими редкими автомобилями.
У всех советских (да и российских тоже) пожарных автомобилей есть одна особенность.
Их красили в красный цвет не на заводе-изготовителе шасси, а во время трансформации в пожарный автомобиль.
Это приводило вот к такой картине: снаружи кабина красная, а внутри - какого-то другого цвета. И это не "колхоз" или бюджетная реставрация. Так должно было быть!
Как я уже писал выше, эта автолестница находится в идеальном состоянии. Даже все латунные таблички с инструкциями на месте.
Они, конечно, со временем потемнеют, но на данный момент всё выглядит просто шикарно.
Посмотрите сами в галерее ниже. Такого на современных пожарных автомобилях уже не увидишь.
Как и механических упоров. Сегодня всё выполнено на гидравлике. Это быстрее и проще. Зато так - надежнее!
А еще у АЛ-18 было очень много дополнительного света. Это и фонарь над лобовым стеклом, и фараискатель на правом крыле и фонарь на опоре лестницы.
А вот правого зеркала - не было. Оно за время эксплуатации автомобиля, к счастью, так и не появилось.
Мне удалось найти фотографии этой пожарной лестницы еще в то время, когда она стояла на службе. Фотографии сделал в 2006 году Игорь Жуков во время своей поездки в Тумботино.
Как вы можете видеть, грузовик находился в том же идеальном состоянии. Но есть пара отличий.
Сейчас на шинах грузовика появились тонкие вайтволы, а также убрана оригинальная эмблема пожарной части с дверей.
Я не смог найти информацию о том сколько же автолестниц модели АЛ-18 (52) было изготовлено. Но их точно не менее сотни: в Иркутске есть лестница 1969 года выпуска с порядковым номером 94.
Еще один АЛ-18 есть в автомобильном музее в Сочи, а в Кыштыме и Екатеринбурге они выставлены в виде уличных памятников.
Экземпляр в Сочи, конечно, лучший из всех, но этот из Павлово на данный момент находится на втором месте!
Традиционно оставляю карту места, где можно этот экспонат увидеть. Он находится прямо рядом с проходной завода Гидроагрегат и пожарной частью №168.
Проход к нему свободный, не переживайте. Вы даже можете свой автомобиль припарковать рядышком.