Найти тему
ГОРОД МОТОРОВ

В маленьком провинциальном городе нашел очень редкую пожарку в идеале

Помните про уникальную пожарную цистерну АЦ-30 (205) на шасси МАЗ-205, которую я встретил в крошечном поселке Тумботино Нижегородской области?

Как оказалось, довольно длительное время там трудилась еще одна редкая пожарная машина, которая буквально на днях была в отреставрированном виде выставлена на постаменте в соседнем городе Павлово-на-Оке.

Чтобы вы понимали, это действительно очень редкая пожарка, которая даже существует в виде масштабной модели. Именно та самая, из Тумботино.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Её название АЛ-18 (52) Л2. Обычно их делали на шасси ГАЗ-52-01, но этот сделали на гораздо более экзотическом варианте седельного тягача ГАЗ-52-06. Правда эта информация документально не подтверждена, так что может быть обычными слухами.

АЛ-18 начали выпускать в 1967 года на Торжокском машиностроительном заводе.

18-метровая автолестница с гидравлическим приводом пришла на смену довольно распространенному АЛГ-17 (51) ЛЧ на шасси ГАЗ-51.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Зачем нужны пожарные лестницы, думаю, не стоит объяснять. АЛ-18 позволял проводить спасательные работы на высоте до шестого этажа.

Кроме этого, на вершине лестницы можно было закрепить лафетный ствол для тушения пожаров в многоэтажных домах.

Гидравлическая лестница состоит из трех основных колен и одного дополнительного.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Колена АЛ-18 выдвигаются гидроцилиндром, а вот сдвигание происходит под действием их собственной массы.

Дополнительное колено выдвигают и сдвигают вручную, когда основные колена закреплены. Оно служит для доводки вершины лестницы до необходимого положения.

Чтобы выдвинуть лестницу на полную длину и повернуть на 90 градусов требовалось всего 45 секунд!

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

История этого экземпляра началась в 1967 году, когда он вышел из ворот завода. На заводской табличке красуется №3, то есть это третий по счету выпущенный автомобиль!

Новенькую лестницу отправили в Тумботино, где она стояла на боевом расчете до недавнего времени.

После этого грузовик списали. Но, к счастью, не отправили в металлолом, а договорились с пожарным управлением близ завода Гидроагрегат в Павлово, чтобы выставить в виде памятника на постаменте.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Торжественное открытие памятника состоялось буквально на днях - 4 ноября 2020 года.

Свежевыкрашенный автомобиль в состоянии, достойном какого-нибудь музея, занял своё место на постаменте, вздернув вверх передние колеса.

Не так часто в нашей стране рождаются новые памятники, особенно с такими редкими автомобилями.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

У всех советских (да и российских тоже) пожарных автомобилей есть одна особенность.

Их красили в красный цвет не на заводе-изготовителе шасси, а во время трансформации в пожарный автомобиль.

Это приводило вот к такой картине: снаружи кабина красная, а внутри - какого-то другого цвета. И это не "колхоз" или бюджетная реставрация. Так должно было быть!

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Как я уже писал выше, эта автолестница находится в идеальном состоянии. Даже все латунные таблички с инструкциями на месте.

Они, конечно, со временем потемнеют, но на данный момент всё выглядит просто шикарно.

Посмотрите сами в галерее ниже. Такого на современных пожарных автомобилях уже не увидишь.

Как и механических упоров. Сегодня всё выполнено на гидравлике. Это быстрее и проще. Зато так - надежнее!

А еще у АЛ-18 было очень много дополнительного света. Это и фонарь над лобовым стеклом, и фараискатель на правом крыле и фонарь на опоре лестницы.

А вот правого зеркала - не было. Оно за время эксплуатации автомобиля, к счастью, так и не появилось.

Мне удалось найти фотографии этой пожарной лестницы еще в то время, когда она стояла на службе. Фотографии сделал в 2006 году Игорь Жуков во время своей поездки в Тумботино.

Как вы можете видеть, грузовик находился в том же идеальном состоянии. Но есть пара отличий.

Сейчас на шинах грузовика появились тонкие вайтволы, а также убрана оригинальная эмблема пожарной части с дверей.

Фото: Игорь Жуков
Фото: Игорь Жуков

Я не смог найти информацию о том сколько же автолестниц модели АЛ-18 (52) было изготовлено. Но их точно не менее сотни: в Иркутске есть лестница 1969 года выпуска с порядковым номером 94.

Еще один АЛ-18 есть в автомобильном музее в Сочи, а в Кыштыме и Екатеринбурге они выставлены в виде уличных памятников.

Экземпляр в Сочи, конечно, лучший из всех, но этот из Павлово на данный момент находится на втором месте!

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Традиционно оставляю карту места, где можно этот экспонат увидеть. Он находится прямо рядом с проходной завода Гидроагрегат и пожарной частью №168.

Проход к нему свободный, не переживайте. Вы даже можете свой автомобиль припарковать рядышком.