Советский танк-амфибия ПТ-76 создавался для больших дел, вроде сокрушительного танкового броска на Ла-Манш, но прославился далеко от мест, где должны были проходить сражения Третьей Мировой. Это была одна из последних боевых машин, в которой принял участие знаменитый танковый конструктор Жозеф Котин. Изрядно намучавшись во время Великой Отечественной с переправами в Европе, от Вислы, до Дуная, Советская Армия вновь вернулась к концепции плавающего танка. Его, под руководством Котина и ряда других инженеров сумели воплотить на заводе "Красное Сормово", причудливо совмещавшем в себе танкоград и центр строительства подводных лодок, прямо в сердце континентальной России. В этом парадоксальном месте родился довольно удивительный продукт, прозванный в войсках "поплавком", или катером с пушкой.
К моменту развертывания частей с ПТ-76, США и СССР уже успели пару раз погрозить другу другу "кузькиной матерью", то бишь атомными ударами. И потому стремительные танковые марш-броски до берегов Атлантики отошли в область армейского фольклора. И хотя на вооружении СССР, а затем и России танк находился вплоть до начала 2000-х годов, поучаствовать толком в наших конфликтах он не успел. А в тех. что успел, не очень-то любят у нас вспоминать.
Зато в армиях других стран он повоевал сполна и даже обрел кое-где культовый статус. В 1965 году ПТ-76 начал свои полноценные зарубежные гастроли, по мотивом которых можно было бы снять целый сериал из остросюжетных военных фильмов, с географией по всему глобусу.
Чего только стоит эпизод "Войны Судного дня", в октябре 1973 года, который довольно ярко демонстрирует образцы правильного и неправильного применения советского танка-амфибии. Египтяне, бойко переправившись на ПТ-76 через Суэцкий канал, почти без разведки двинулись штурмовать перевал, где их поджидала тяжелая танковая бригада ЦАХАЛа. Итогом стал разгром колонны на марше и ряд безвозвратно потерянных машин.
Израильтяне же, наоборот, максимально использовали сильные стороны танка: мобильность, плавучесть и маневренность, при немалой огневой мощи. Их авангард из 7 трофейных ПТ-76 переправился через Большое Горькое озеро, части Суэцкого канала, в районе станции Абу-Султан. Передовые отряды сумели захватить плацдарм, где их меньше всего ожидали. Так началась операция ЦАХАЛа, внесшая перелом в ту войну. ПТ-76 зарекомендовали себя как нельзя лучше, появляясь всегда внезапно и внося смятение в оборонительные порядки египтян.
Но настоящим звездным часом "поплавка" стали события совсем в другой части Азии, далеко на Юге. Во многом благодаря ему обрела суверенитет целая страна, население которой по числу душ заметно превышает российское. Тогда Бангладеш ещё назывался Восточным Пакистаном и борьба за независимость вылилась в очередную индо-пакистанскую заваруху, где советскому лёгкому танку суждено было сыграть решающую роль. Армия Пакистана, в рамках операции "Прожектор", применила в районе десятки модернизированных американских танков М24"Чаффи". Им противостоял сводный отряд индийцев из 14 ПТ-76 и взвода мощных Т-55, находившихся в ближайшем резерве. Основная нагрузка легла на броню наших боевых амфибий.
В решающем сражении на шоссе Гарибпур-Джессор ПТ-76 устроили пакистанцам классическую танковую засаду и уничтожили одиннадцать танков М24"Чаффи". Своих было потеряно только три. И это отличный результат, учитывая тот факт, что модернизированный "Чаффи" почти по всем параметрам, кроме мобильности и орудия, ПТ-76 превосходил.
В дальнейшем 14-й пенджабский батальон, вооруженный ПТ-76, продолжал наводить шороху на просторах Западной Бенгалии. Всего на счету индийских танкистов оказалось три десятка "Чаффи", множество орудий и бронемашин и даже три канонерских лодки, по случаю попавшие по горячую руку нашему разбушевавшемуся "поплавку". Как вспоминал участник тех событий, индийский полковник Анил Шари, именно эта часть, с гуркхскими стрелками на броне, первой вошла в порт Чандпур и город Джессор и подняла моральный дух индийского войска до невиданных высот.
Так что ПТ-76 вполне можно считать одним из национальных символов Бангладеша, а операция с его участием вошла в классические пособия индийской военной истории и тактики. ПТ-76 засветился ещё в десятках конфликтов, крупнейшим среди которых стала война во Вьетнаме. Об этом мы расскажем в одном из следующих материалов. Подписывайтесь и ставьте "нравится", если материал показался вам интересным.
Справка: ПТ-76, легкий плавающий танк. Производился в СССР с 1951 по 1967 год. Масса 14,5 тонн. Орудие 76-мм Д-56Т. Максимальная скорость по суше 44 км\ч, на воде 10,2. Способен вести огонь на плаву.
Читайте ещё: Как Индия, отказавшись от проверенных МиГов, приобрела сверхдорогой Рафаль и огромную кучу проблем вместе с ним.