"От природы осталась одна краска-свет, одно спектральное мерцание. Объем, тяжесть, плотность вещества растворились в солнечном луче. Дальше по этому пути эмпирического развеществления идти было некуда. Постимпрессионизм начал ПОИСКИ НОВОГО ПУТИ. Его нашел Поль Сезанн".
Эти слова напишет критик Сергей Маковский, да и это, в общем-то не удивительно - новое поколение художников, пришедшее на рубеже XIX - XX веков, возведут Сезанна на пьедестал, "искупив" этим обожанием творческие муки и сомнения недоюриста, открывшего период в изобразительном искусстве, названный ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ (читай признанный авторитет еще при жизни, в отличии от младших собратьев по цеху в лицах Гогена, Ван Гога, Лотрека).
Статья - "Постимпрессионизм - это только четыре имени".
Поль Сезанн родился в довольно обеспеченной семье: его отец, Луи Огюст Сезанн, начинал с торговли головными уборами, а затем, благодаря деловым качествам, открыл собственный банк, став одним из самых богатых и уважаемых персон провинциального Экса того времени.
Сезанна с юных лет прививали к наукам. Так, в 1852 году он поступил в престижный колледж Бурбон, где познакомился с Эмилем Золя. Позже будущий писатель уедет покорять Париж, но это не прервет их дружбы. К слову, до нас дошла переписка друзей, из которой видно, что у Сезанна явный талант поэта - свои письма к Золя он часто сопровождал стихами.
По настоянию отца Сезанн поступает на юрфак, но живопись не забрасывает (еще в годы обучения в колледже он начал посещать школу рисования при экском музее). Пару лет он проводит, по словам Золя, "плавая как в тумане между такими двумя судьбами: мастерской и адвокатской конторой".
1861 год стал решающим - Сезанн едет в Париж, чтобы стать художником (отчаявшись, он вернется, но вскоре снова уедет для того, чтобы писать картины).
Отец Сезанна, в надежде что тот поступит в Школу изящных искусств при Академии художеств (читай престиж), ежемесячно высылает сыну денежное содержание (не много, но хватало). Но, увы и ах, в 1863 году Сезанн ПРОВАЛИВАЕТ экзамен - ФИАСКО (читай боль Луи). Сезанн всю жизнь стремился вырваться из под гнета отца (читай кабала, которая лишала кислорода), но нужны были деньги, а деньги - это отец.
Долго ли, коротко ли, но Сезанн до 1884 года (читай 21 год) с завидным упорством будет посылать свои работы на Салон, но все они будут отвергнуты (кроме портрета отца, принятого в 1882 году).
Палитра художника посветлеет, когда он встретит главного человека в своей жизни - Камиля Писсарро (1870-ые года; впоследствии Сезанн назовет "только Мане и Писсарро великими художниками" среди своих современников).
А вот живопись Гогена и Ван Гога он не понимал, назвал творчество последнего как "живопись сумасшедшего".
1870-ые отмечены не только влиянием Писсарро, но и целой плеядой неудач с выставками и насмешками публики, в результате чего Сезанн до 1890-х годов нигде выставляться не будет (читай не давал возможности ни критикам, ни публике увидеть эволюцию своего творчества).
А потом появляется Амбруаз Воллар, тот самый, который своей смекалкой и прозорливостью открыл миру многих художников и тот, чей, распадающийся на грани, знаменитый портрет создал Пабло Пикассо. Он взялся за Сезанна (читай стал его популяризировать) и понеслась (но, справедливости ради, стоит уточнить, что к 1895 году, год большой персональной выставки уже совсем не молодого художника, Сезанн высоко ценился молодым поколением символистов и кубистов).
Настало время "великого художника-неудачника, в котором только теперь разглядели черты гениальности" (Золя, 1896).
В 1886 году Золя пишет роман "Творчество", характер главного героя которого, художника Клода Лантье, списан конечно же с Сезанна - нелюдимый, несдержанный, проблемы с женщинами (в романе главный герой кончает жизнь самоубийством). Золя выслал роман другу, на что последний вежливо ответил:"Прошу позволить пожать руку, вспоминая старые времена, под впечатлением прошлых лет, искренне твой Поль Сезанн". Больше они не общались.
В отличии от героя романа к Сезанну пришел успех. Он работал до последних дней жизни и умер в 67 лет от воспаления легких, подхваченного во время пленэра, который сопровождался ледяным дождем.
О Сезанне вообще не снять зрелищное кино: он не ездил в путешествия, не влюблялся в испорченных красавиц (только в натурщицу, которая родит ему сына; пол жизни они будут скрывать от отца свой брак, а вторую часть - будет скрываться от брака уже сам Сезанн). Он не пил абсент в борделях и барах, и не совершал безумств. На протяжении всей жизни художник упрямо боролся сам с собой, а все самое важное происходило в его голове (читай артхаусная психологическая драма). За такой уединенный образ жизни Сезанна прозвали "отшельником из Экса".
❗Что есть Сезанн? Точнее , что есть его творчество? (хотя это, в общем-то, РАВНО).
СЕЗАНН ОСТАНОВИЛ ВРЕМЯ И ОТПРАВИЛСЯ В ВЕЧНОСТЬ.
Его застывшие герои, предметы, вещи есть ПОЧТИ СТРУКТУРЫ, рождающие образ, который может выражать что угодно (привет, авангард). Это, порой, скучная, но всегда красивая (дадада, он еще конечно очень про красоту), стоящая на пороге вечности, реальность.
Как он это делал?
Сезанн въедливо всматривался в окружающий мир, тщательнейшим образом обдумывая его (читай аналитик высшего разряда). Его наблюдательный глаз разумен и осознан - пространство четко продумано и выверено, хотя неизменно всегда есть эффект случайно схваченного момента (читай иллюзия сиюминутности и быстроты).
Характерные формальные приметы Сезанна: упрощенная работа с планами, лепка формы при помощи больших плоскостей, небрежность мазка, который сам по себе создает нужные формы, смелый цвет. Объем лепится большим светом и большой, плотной тенью, подчеркивается контраст между ними, и, тем самым, придается материальность формам (читай показывает пространство как что-то реальное).
А еще Сезанн очень любил разворачивать объекты острыми углами для придания трехмерности и усиления ощущения обостренной материальности (читай ВЕЩНОСТЬ формы, т.е ее суть, ее характер).
❗СЕЗАНН в первую очередь конструирует пространство, он АНАЛИТИК, для него ЦВЕТ ВТОРИЧЕН (привет, кубизм).
"Мне понадобилось около 40 лет, чтобы понять, что живопись это не скульптура" (Сезанн).
Именно поэтому яблоки Сезанна не хочется съесть, но хочется скопировать. ОН ОЧЕНЬ ПРО ЖИВОПИСЬ И ПРО ЗАСТЫВШЕЕ В ВЕЧНОСТИ ОЧАРОВАНИЕ ВЕЩНОСТИ ФОРМЫ.
"В его формах какая-то тайна и тяжелое спокойствие человека, который лежит, погрузившись в раздумья. Цвет его серьезен как характер восточных людей... Его горизонт высок, синие тона насыщены, а красный цвет у него удивительно живой и звучный". (Гоген из письма к Шуффенекеру).
В общем-то, ТОЛЬКО ЦВЕТ У СЕЗАННА И ЖИВЕТ. Но вся магия в том, что этот жизнестойкий цвет оживляет все вокруг: и фактура как-то по особенному пляшет (конечно львиная доля здесь отведена мазку, но и он, ввиду красок, легкий и живенький, а не тяжеловесный, как в его ранних работах), и воздух, которого вроде бы нет, но он все-таки есть.
И его "Дама в голубом" (1900-1904) из собрания Эрмитажа прочно и надолго устроена в пространстве - в ее распоряжении целая вечность.
Это прочная конструкция (та самая структура, о которой говорилось выше и которая способна быть чем угодно), замаскированная под мимолетное видение.
Это холодный анализ реальности, в котором нет ничего, кроме скучающей женщины в голубом и дружественного поклона Гейнсборо.
Скриншоты stories из моего блога в инстаграм