Найти тему
Lalia

Отличие задержки психического развития от умственной отсталости

Олигофрения (умственная отсталость)— врожденное или рано приобретенное недоразвитие психической деятельности.

Задержка психического развития— нарушение нормального темпа формирования личности ребенка. Проявляется в отставании психофизиологического, психического и социального развития, бывает стойкой и временной.

Как же отличить задержку психического развития от легкой степени умственной отсталости? Если детально разобрать проявления умственной отсталости и задержки психического развития, можно найти значительные различия.

Познавательная деятельность:

Умственная отсталость - Характерно диффузное, размытое повреждение коры головного мозга.

Задержка психического развития- Характерна порциальность, многозначность в развитии всех компонентов психической деятельности.

Навыки:

Умственная отсталость - Ребенок способен освоить основные необходимые для жизни навыки, но требуется ежедневная работа по их отработке, чтобы оставаться на одном уровне развития.

Задержка психического развития- Ребенок способен освоить все необходимые для жизни навыки.

Потенциал возможности развития познавательной деятельности:

Умственная отсталость - Процесс развития мышления к моменту поступления в школу находится в первоначальном периоде.

Задержка психического развития- У детей гораздо выше потенциал возможности развития их познавательной деятельности, в особенности высших форм: мышления, общения, сравнения, анализа и синтеза.

Мышление:

Умственная отсталость - У ребенка с умственной отсталостью наблюдается крайне низкий уровень развития мышления.

Задержка психического развития- Страдают предпосылки интеллектуальной деятельности.

Сотрудничество со взрослыми:

Умственная отсталость- Дети с трудом и неохотой принимают помощь взрослого. Дети сами не просят о помощи.

Задержка психического развития- Дети способны сотрудничать со взрослыми, также они легко принимают помощь продвинутого сверстника.

Игровое предъявление задания:

Умственная отсталость- Для детей с умственной отсталостью игровое предъявление задания может служить поводом для непроизвольного соскальзывания внимания ребенка с выполнения задания, чаще, если задание на пределе возможности ребенка.

Задержка психического развития- Игровое предъявление задания повышает продуктивность деятельности детей.

Игровая деятельность:

Умственная отсталость- Игровая деятельность неэмоциональна, дети застревают на предметной игровой деятельности.

Задержка психического развития – Игровая деятельность носит более эмоциональный характер. Мотивы определены целями деятельности, но содержание не развернуто, в игре отсутствует собственный замысел, воображение, умение представлять ситуацию в умственном плане. В отличие от нормального сверстника не переходят на уровень сюжетно-ролевой игры без специального обучения.

Изобразительная деятельность:

Умственная отсталость- Без специального обучения изобразительная деятельность не возникает. Ребенок остается на уровне черкания.

Задержка психического развития – Большинство детей дошкольного возраста достаточно владеют изобразительной деятельностью.

Обучаемость:

Умственная отсталость- Дети часто испытывают трудности в процессе обучения из-за ограниченной способности концентрировать внимание. Детям требуется больше времени для восприятия материала

Задержка психического развития – В отличие от умственно отсталых детей, обучаемость выше. Дети лучше используют помощь учителя или старшего и способны применить показанный способ действия при выполнении аналогичных заданий.

Динамика интеллектуальной деятельности:

Умственная отсталость - Не выявлено.

Задержка психического развития – Характерна скачкообразность.

Эмоциональная сфера:

Умственная отсталость- Эмоциональная сфера не развита.

Задержка психического развития– Большая яркость эмоций, которая позволяет более длительное время сосредотачиваться на выполнении заданий, вызывающих у детей непосредственный интерес.

Способ выполнения действий:

Умственная отсталость- Нерациональные, непродуктивные и неадекватные способы манипулирования.

Задержка психического развития– Метод проб и ошибок, действия не всегда адекватны ситуации.

Степень поражения головного мозга:

Умственная отсталость- Диффузное в сочетании с очаговыми поражениями.

Задержка психического развития– Функциональные нарушения ЦНС. Локальные очаговые поражения средней и легкой степени.

Критерий обратимости:

Умственная отсталость- Носит необратимый характер.

Задержка психического развития– Носит обратимый характер.

Подведем итоги:

Задержка психического развития - это локальное поражение головного мозга. Носит обратимый характер. Дети способны освоить все навыки, необходимые для жизни. Принимают помощь взрослых и замечают свои ошибки. Достаточно высокая степень обучаемости.

Умственная отсталость - это диффузное поражение головного мозга. Носит необратимый характер. Дети могут освоить необходимые для жизни навыки, только при правильном и регулярном обучении. Не замечают свои ошибки и неохотно принимают помощь. В обучении требуется больше времени на усвоение материала.

  • Подписывайтесь на мой канал! Ставьте лайки и пишите комментарии, если вам был полезен данный материал.