Олигофрения (умственная отсталость)— врожденное или рано приобретенное недоразвитие психической деятельности.
Задержка психического развития— нарушение нормального темпа формирования личности ребенка. Проявляется в отставании психофизиологического, психического и социального развития, бывает стойкой и временной.
Как же отличить задержку психического развития от легкой степени умственной отсталости? Если детально разобрать проявления умственной отсталости и задержки психического развития, можно найти значительные различия.
Познавательная деятельность:
Умственная отсталость - Характерно диффузное, размытое повреждение коры головного мозга.
Задержка психического развития- Характерна порциальность, многозначность в развитии всех компонентов психической деятельности.
Навыки:
Умственная отсталость - Ребенок способен освоить основные необходимые для жизни навыки, но требуется ежедневная работа по их отработке, чтобы оставаться на одном уровне развития.
Задержка психического развития- Ребенок способен освоить все необходимые для жизни навыки.
Потенциал возможности развития познавательной деятельности:
Умственная отсталость - Процесс развития мышления к моменту поступления в школу находится в первоначальном периоде.
Задержка психического развития- У детей гораздо выше потенциал возможности развития их познавательной деятельности, в особенности высших форм: мышления, общения, сравнения, анализа и синтеза.
Мышление:
Умственная отсталость - У ребенка с умственной отсталостью наблюдается крайне низкий уровень развития мышления.
Задержка психического развития- Страдают предпосылки интеллектуальной деятельности.
Сотрудничество со взрослыми:
Умственная отсталость- Дети с трудом и неохотой принимают помощь взрослого. Дети сами не просят о помощи.
Задержка психического развития- Дети способны сотрудничать со взрослыми, также они легко принимают помощь продвинутого сверстника.
Игровое предъявление задания:
Умственная отсталость- Для детей с умственной отсталостью игровое предъявление задания может служить поводом для непроизвольного соскальзывания внимания ребенка с выполнения задания, чаще, если задание на пределе возможности ребенка.
Задержка психического развития- Игровое предъявление задания повышает продуктивность деятельности детей.
Игровая деятельность:
Умственная отсталость- Игровая деятельность неэмоциональна, дети застревают на предметной игровой деятельности.
Задержка психического развития – Игровая деятельность носит более эмоциональный характер. Мотивы определены целями деятельности, но содержание не развернуто, в игре отсутствует собственный замысел, воображение, умение представлять ситуацию в умственном плане. В отличие от нормального сверстника не переходят на уровень сюжетно-ролевой игры без специального обучения.
Изобразительная деятельность:
Умственная отсталость- Без специального обучения изобразительная деятельность не возникает. Ребенок остается на уровне черкания.
Задержка психического развития – Большинство детей дошкольного возраста достаточно владеют изобразительной деятельностью.
Обучаемость:
Умственная отсталость- Дети часто испытывают трудности в процессе обучения из-за ограниченной способности концентрировать внимание. Детям требуется больше времени для восприятия материала
Задержка психического развития – В отличие от умственно отсталых детей, обучаемость выше. Дети лучше используют помощь учителя или старшего и способны применить показанный способ действия при выполнении аналогичных заданий.
Динамика интеллектуальной деятельности:
Умственная отсталость - Не выявлено.
Задержка психического развития – Характерна скачкообразность.
Эмоциональная сфера:
Умственная отсталость- Эмоциональная сфера не развита.
Задержка психического развития– Большая яркость эмоций, которая позволяет более длительное время сосредотачиваться на выполнении заданий, вызывающих у детей непосредственный интерес.
Способ выполнения действий:
Умственная отсталость- Нерациональные, непродуктивные и неадекватные способы манипулирования.
Задержка психического развития– Метод проб и ошибок, действия не всегда адекватны ситуации.
Степень поражения головного мозга:
Умственная отсталость- Диффузное в сочетании с очаговыми поражениями.
Задержка психического развития– Функциональные нарушения ЦНС. Локальные очаговые поражения средней и легкой степени.
Критерий обратимости:
Умственная отсталость- Носит необратимый характер.
Задержка психического развития– Носит обратимый характер.
Подведем итоги:
Задержка психического развития - это локальное поражение головного мозга. Носит обратимый характер. Дети способны освоить все навыки, необходимые для жизни. Принимают помощь взрослых и замечают свои ошибки. Достаточно высокая степень обучаемости.
Умственная отсталость - это диффузное поражение головного мозга. Носит необратимый характер. Дети могут освоить необходимые для жизни навыки, только при правильном и регулярном обучении. Не замечают свои ошибки и неохотно принимают помощь. В обучении требуется больше времени на усвоение материала.
- Подписывайтесь на мой канал! Ставьте лайки и пишите комментарии, если вам был полезен данный материал.