О шведской принцессе Ингигерде можно узнать из двух первоисточников - русских летописей и скандинавских сагах. Причем, русские летописи говорят только о факте ее замужества, количестве детей и указывают дату смерти. А вот все остальное говорят скандинавские саги. Ясное дело, что более половины там выдумка автора.
Свадьба шведской принцессы Ингигерды и князя Ярослава Владимировича Мудрого скорее всего состоялась в 1019 году. К этому моменту князь устранил почти всех своих многочисленных братьев, которых «сделал» любвеобильный Владимир Красно Солнышко. Ясное дело — все они на полном основании претендовали на Киевский престол. Считается, что князей Глеба и Бориса, которых церковь потов возвела в лик мучеников, убил Святополк Окаянный. Однако иноземцы, а им в этом плане доверия больше, утверждают, что Святополк сам оказался жертвой и во всем виноват великий мастер интриги Ярослав Владимирович. Вполне понятно, что правды никогда не узнать, как бы этого нам не хотелось.
Итак, Ингигерда стала второй женой князя. Первую жену Ярослава вместе с его сестрами в 1018 году захватил в плен в Киеве польский король Болеслав. Ее следы в истории теряются. Следует отметить, что князь не пытался отвоевать, выкупить или же обменять жену и сестер. Более того, особо не горевал и практически сразу стал договариваться о новой женитьбе. Что довольно красноречиво свидетельствует о моральных качествах этого правителя. Видимо, ему очень нужен был политический брак и Швеция, которая только что стала христианской, прекрасно подходила для этих целей. Чувства молодой принцессы, которая по матери была славянкой, мало кого волновали.
Поначалу ее отец Олаф Щетконунг хотел выдать ее замуж за норвежского короля Олафа Харальдсона, биография которого заслуживает того, чтобы о нем немного поведать.
***
В истории о нем говорится, как об очень воинственном человеке. С тринадцати лет он постоянно был в походах и сам возглавлял свои отряды. Сначала воевал против шведов в Дании, потом против эстов на острове Саарема и фризов. Он даже умудрился отправиться в Англию, где помогал данам собирать с местных жителей «датские деньги», пока английский король Этельред II находился в изгнании во Франции. Неизвестно, чем бы все это закончилось, если бы не умер предводитель данов Свен Вилобородый, который пригласил его к себе на службу. Вполне понятно, что Этельред осмелел и тут же вернулся на родину. Не долго думая, он предложил союзникам своего врага неплохие деньги. И молодой Олаф Харальдсон, не особо заморачиваясь, тут же перешел к нему на службу.
При его непосредственной помощи бывший изгнанник вернул себе трон, а осыпанный деньгами Олаф отправился в Нормандию, поступил на службу к местному герцогу и принял христианство.
Потом он со своей дружиной возвращается в Норвегию, где и был избран королем. Олаф начинает активно христианизировать страну и на этой почве сближается с отцом Ингигерды, королем Щетконунгом. Геройский викинг и король произвел огромное впечатление на юную деву да и она ему очень понравилась. Вскоре жених заключает договор о женитьбе и в назначенное время прибывает в заранее оговоренное место в сопровождении свиту и дорогими подарками.
И вот тут- начинается самое интересное.
Невесты на берегу «реки Эльв» нет, зато есть присланный гонец. Он-то и обещает - Ингигерда, вышла замуж за «конунга восточного пути Ярицлейвом». Не трудно представить гнев викинга. Но тут ему на шею прыгает сводная сестра Ингигерды Астрид, по странной случайности, оказавшаяся поблизости. Олаф видит, что она тоже хороша, к тому же также является шведской принцессой. Собственно говоря, а почему бы и нет, мелькает в голове у этого короля, который как известно также не отличался особми моральными принципами. Словом, Олафа вполне устраивает эта замена и он женится на принцессе Астрид.
***
Судя по информации, которая дошла до нашего времени, Ингигерда была девушкой расчетливой. Ибо в ответ на приказ отца выйти замуж Ярицлейва из Гардарики (так скандинавы того времени называли Древнюю Русь), потребовала дать ей в приданное, то есть «в вено город Альдейгьюборг (Старую Ладогу, авт.) и то ярлство, которое к нему относится».
Прежде всего, это говорит об ее уме — на всякий случай девушка хочет иметь собственный доход. Мало ли что может в жизни случится! А тут какая-никакая стабильность. Однако Ингигерда сама управлять землями и городом не может и она требует чтобы этим занимался некий Ренгвальд Ульфсон, ее родственник и по совместительству близкий друг Олафа Харальдсона.
Послы от имени «Ярицлейва» принимают все условия и вскоре Ингигерда со своей свитой и дружиной едет в Гардарику, а вернее в Новгород, где живет вроде бы как киевский князь…
Этот брак, который сегодня может нам показаться странным, был удобен для обеих сторон.
Публикация по теме: Княгиня Ирина, жена Ярослава Мудрого