«Франкенштейн, или Современный Прометей» английской писательницы Мэри Шелли (1797 — 1851) был впервые опубликован анонимно в 1818 году. История об удивительном эксперименте молодого ученого Виктора Франкенштейна, сумевшего разгадать тайну зарождения жизни — создать человека (или чудовище?) из частей трупов, шагнула за рамки готического романа и стала первым научно-фантастическим произведением. В 1823-м «Франкенштейна» опубликовали во Франции с указанием имени автора. В 1831 году вышла отредактированная версия романа с развернутым предисловием Мэри Шелли, в котором она рассказала, как у нее возникла идея сюжета. История создания романа о Франкенштейне впечатляет не меньше, чем сама книга.
Холодным дождливым летом 1816 года, последовавшим за извержением вулкана Тамбора в 1815-м, на вилле «Диодати» у Женевского озера собралась интересная компания англичан: лорд Байрон, не нуждающийся в представлении, писатель и врач Джон Полидори, писатель, поэт и эссеист Перси Шелли, Мэри Уолстонкрафт Годвин (будущая жена Шелли) и ее сводная сестра Клара Клермонт, известная скандальным романом с Байроном.
Плохая погода не располагала к прогулкам, поэтому друзья сидели дома у камина и читали «Фантасмагориану» (1812), французский сборник немецких историй о призраках. Чтобы развлечь заскучавшую компанию, Байрон предложил каждому сочинить страшный рассказ.
«Лорд Байрон начал повесть, отрывок из которой опубликовал в приложении к своей поэме "Мазепа". Шелли лучше удавалось воплощать мысли и чувства в образах и звуках самых мелодичных стихов, какие существуют на нашем языке, нежели сочинить фабулу рассказа, и он начал писать нечто, основанное на воспоминаниях своей ранней юности [речь идет о стихотворном фрагменте "Горсть его праха извлекла..." ("A shovel of his ashes took...", 1816)]. Бедняга Полидори придумал жуткую даму, у которой вместо головы был череп — в наказание за то, что она подглядывала в замочную скважину».
(Из предисловия Мэри Шелли к изданию романа 1831 года).
Известно лишь о двух примечательных историях, ставших результатом этого литературного состязания. Идея первого рассказа — о вампирах принадлежит лорду Байрону. Затем ее развил доктор Полидори, став автором первого художественного произведения о вампире («Вампир», 1819). А вторую историю придумала Мэри Уолстонкрафт Годвин.
Если бы Байрон и компания жили в наше время, то наверняка каждый из гостей виллы «Диодати» выложил фотографии в Инстаграм. Возможно, Байрон объявил бы марафон страшных историй. #страшилки_с_байроном #писательский челлендж #привет_из_диодати Но поскольку было это двести с лишним лет назад, то нам остается лишь довольствоваться предисловием Мэри Шелли и представлять, что происходило на вилле «Диодати». К 200-летию с момента первой публикации романа художники-иллюстраторы из Италии, Испании и США визуализировали события лета 1816-го. Посмотрим, что у них получилось.
В этому году на русском в издательстве «Белая ворона» вышла книга «Она создала чудовище» Линн Фултон и Феличиты Сала.
Линн Фултон, Феличита Сала «Она создала чудовище. Как Мэри Шелли придумала “Франкенштейна”». Пер. с англ. Марии Сарабьяновой. М.: Белая ворона, 2020
Потрясающая история о вдохновении, поиске собственного сюжета и создании шедевра, которая заинтересует читателей старше 8 лет. Автор Линн Фултон рассказала о детской мечте Мэри стать писательницей и сочинить великое произведение. Источник ее вдохновения — не только в мрачной обстановке на вилле «Диодати», но и в детских воспоминаниях, историях о жутких опытах по оживлению умерших, услышанных в возрасте 6 лет. А гроза и разговоры о призраках, вампирах, чудовищах и опытах с электричеством Луиджи Гальвани лишь пробудили эти воспоминания, о чем рассказывает Мэри Шелли в предисловии к изданию 1831 года.
«Однажды они [Байрон и Шелли] обсуждали различные философские вопросы, в том числе секрет зарождения жизни и возможность когда-нибудь открыть его и воспроизвести. Они говорили об опытах доктора Дарвина [Мэри Шелли подразумевает Эразма Дарвина (1731 — 1802), деда Чарльза Дарвина] (я не имею здесь в виду того, что доктор действительно сделал или уверяет, что сделал, но то, что об этом тогда говорилось, ибо только это относится к моей теме) — он будто бы хранил в пробирке кусок вермишели, пока тот каким-то образом не обрел способности двигаться. Решили, что оживление материи пойдет иным путем. Быть может, удастся оживить труп; явление гальванизма, казалось, позволяло на это надеяться; быть может, ученые научатся создавать отдельные органы, соединять их и вдыхать в них жизнь».
Линн Фултон добавляет феминистский подтекст, биографическую деталь, связанную с матерью Мэри Шелли, Мэри Уолстонкрафт, писательницей и философом, чьи труды повлияли на развитие феминистского движения. Дочь смотрит на ее портрет в медальоне и еще больше уверяется в стремлении написать роман.
Итальянский иллюстратор Феличита Сала создала мрачную устрашающую атмосферу виллы. На первом же развороте бушует гроза, за которой Мэри наблюдает из дома. Читатель видит ее маленькую одинокую фигурку в окне.
Вокруг виллы голые деревья, ветви которых напоминают когтистые лапы.
Мэри со свечой идет по темному дому, полумрак, пламя свечей превращается в призраков.
Сцены реальности: испуг Мэри от вспышек молний и грома, от собственного мертвенно-бледного отражения в зеркале чередуются с тревожными сценами, относящимися к миру воображения. Мэри видит сон наяву, который подробно описала в своем предисловии: труп на столе, жуткое лицо в шрамах, испуганный студент, ожививший мертвое существо.
Она представляет, как чья-то огромная рука сейчас распахнет полог. До конца истории сохраняется напряженная атмосфера хоррора, усиленная цветом: черным, серо-коричневым, темно-синим, темно-зеленым, бордовым.
Феличита Сала работает в смешанной технике, сочетает акварель и карандаши, находит интересные фактуры, использует разные виды штриховки. По стилю иллюстрации напомнили работы Беатриче Алеманьи (на русском в издательстве «Самокат» вышел «Суперобычный день»).
«Она создала чудовище» вошла в десятку лучших иллюстрированных книг 2018-го по версии The New York Times.
Линда Бейли (Linda Bailey), Джулия Сарда (Julia Sarda) «Mary Who Wrote Frankenstein», Andersen Children's Books / Tundra Press, 2018
Канадская писательница Линда Бейли и иллюстратор из Барселоны Джулия Сарда создали увлекательную историю о жизни и творчестве Мэри Шелли. Книга заинтересует читателей старше 10 лет. Они узнают о детстве Мэри, ее мечтах, о знаменитой матери — Мэри Уолстонкрафт, отстаивающей права женщин. Идею преемственности поколений авторы показали эпизодом, в котором Мэри учится читать по надписи на надгробии матери, умершей от осложнений после родов (этот же фрагмент встречается и в книге Линн Фултон). Мэри много читает, любит фантазировать, но пока не знает, куда заведут ее эти фантазии.
В 16 лет ее единственным желанием было вырваться из дома отца и мачехи, где атмосфера становилась всё напряженнее. Мэри находит удачный выход — сбегает в Париж с поэтом Перси Биши Шелли.
Через два года они отправляются в Швейцарию, где знакомятся с Байроном.
По пути в Швейцарию Мэри узнает о немецком замке Франкенштейн. Там в XVII веке работал алхимик Иоганн Конрад Диппель — один из прообразов ученого в романе Мэри Шелли.
Художница Джулия Сарда изображает, как к Мэри приходит замысел ее истории — она грезит наяву. Дождь за окном, призраки, кружащие вокруг виллы «Диодати», и жуткий монстр, склоняющийся над изголовьем кровати.
Книги Линн Фултон и Линды Бейли о Мэри Шелли похожи по атмосфере, цвету, стилю и композиции иллюстраций. Что всё-таки отличает стиль Джулии Сарда? Плоские изображения, напоминающие коллажи, динамичные пейзажи, интерес к разным фактурам.
Ана Сендер (Ana Sender) «Villa Diodati», Avenauta, 2018
Версия путешествия в прошлое на виллу «Диодати» испанского иллюстратора Аны Сендер — это история на грани реальности и фантазии, история о снах.
За основу она взяла реальные биографические факты, предисловие Мэри Шелли к изданию «Франкенштейна» 1831 года и дополнила историю вымышленными фрагментами. Ана Сендер поразмышляла, о чем думал каждый из гостей виллы в одну из ночей холодного лета 1816-го, какие видел сны.
История почти полностью монохромная. Изящные карандашные рисунки создают ощущение тумана. Туман заполняет страницы, окутывает героев, вершины швейцарских Альп, погружая читателя в атмосферу загадочного места.
Хрупкие легкие, словно невесомые, фигуры героев, скользящие как призраки, очерчены мягкими плавными линиями. Ана Сендер приоткрывает дверь в мир воображения Мэри Шелли, показывает таинственную потустороннюю реальность, в которой родился монстр.
Лита Джадж (Lita Judge) «MARY'S MONSTER. Love, Madness, and How Mary Shelley Created Frankenstein», Roaring Brook Press, 2018
Лита Джадж, художник-иллюстратор из Нью-Гэмпшира (США), создала монументальный трехсотстраничный роман о Мэри Шелли с экспрессивными черно-белыми акварельными иллюстрациями. Работа над «MARY'S MONSTER» заняла пять лет.
Лита Джадж написала книгу белым стихом. В романе большое внимание уделяется описанию переживаний Мэри и трагических событий в ее жизни, предшествовавших появлению знаменитого романа. В истории девять частей — столько месяцев понадобилось Мэри, чтобы написать «Франкенштейна». События на вилле «Диодати» — лишь один из фрагментов романа.
Художественная биография начинается с 1812 года, когда мачеха отправляет Мэри пожить к друзьям из-за ухудшившегося финансового положения семьи, и девочка путешествует одна из Англии в Шотландию. В поездке Мэри часто думает о матери.
Лита Джадж описывает невыносимую атмосферу в доме, которую скрашивали дружеские отношения со старшей сестрой Фанни (покончит жизнь самоубийством в 22 года), и побег Мэри в 1814-м с поэтом Перси Шелли. Лита Джадж не романтизирует поступок Мэри, которую вскоре ждали большие разочарования. Шелли оказался сторонником свободных отношений. На момент побега поэт был женат, а его жена Гарриет ждала второго ребенка (через два года она покончит жизнь самоубийством, и Перси с Мэри обвенчаются). Сама Мэри стала матерью уже в январе 1816 года, трое ее детей умерли в младенческом возрасте. Выжил лишь один сын — Перси Флоренс Шелли (1819 — 1889).
Лита Джадж подводит нас к мысли о том, что автор «Франкенштейна» выразила свои душевные переживания в творчестве. Детские годы без матери, наедине с книгами, непонимание со стороны семьи, авантюрное приключение с Шелли, обернувшееся разочарованием, потеря детей сильно повлияли на Мэри. Ее опыт и тревоги актуальны и для современных подростков.
Роман Литы Джадж относится к литературе young adult, это захватывающая, насыщенная событиями история, с великолепными иллюстрациями, в которых реалистическое переплетается с фантастическим.
Роман был номинирован на премию Kate Greenaway Medal 2019, старейшую и самую престижную награду в области детской книжной иллюстрации в Великобритании.