Найти тему
Литература о жизни

"Мцыри" М.Ю. Лермонтова. Анализ поэмы

М.Ю. Лермонтов. Мцыри. Глава 2
М.Ю. Лермонтов. Мцыри. Глава 2

Историко-литературный контекст

М.Ю. Лермонтова "Мцыри" - романтическое произведение, написанное в пору, когда уже полным ходом в литературе развивался реализм ("Евгений Онегин" 1830 год, "Капитанская дочка" Пушкина 1836 год, "Петербургские повести" Гоголя написаны в 30-х годах, "Мертвые души" Гоголя 1841 год).

Сам Лермонтов пишет во многом реалистический роман "Герой нашего времени" (1839 год) практически одновременно с последними редакциями как "Мцыри", так и другой своей романтической поэмы "Демон". Обе поэмы носят яркий отпечаток романтизма и закончены в том же 1839 году.

Итак, несмотря на реалистические веяния в литературе, Лермонтов горит романтической идеей героя, который лишен свободы, героя, не находящего себе места в этом мире. И эта идея выражена в его поэме "Мцыри". Реалистические тенденции проявились лишь при изображении монастыря в первой главе, в некоторых чертах портрета грузинки, то есть лишь в деталях поэмы.

Гамма чувств и настроений героя на протяжении поэмы

В первых главах (2-7) Мцыри жаждет свободы и бежит из монастыря. Он в радостно-бунтарском настроении, в восторге перед своей свободой, в надежде вырваться из монастырского плена, найти свою отчизну.

В главах 8-11 он испытывает чувство восхищения перед природой, охвачен настроением мечтателя и созерцателя.

В главах 12- 14 он влюбляется в молодую грузинку, но, движимый своей страстной мечтой, продолжает свой путь и уходит от девушки, не познакомившись с ней.

В главах 15- 16 он в изнеможении, поскольку потерял из виду горы, к которым стремится, и заблудился в огромной чаще.

Но в главах 17-18 он побеждает барса и ощущает радость и гордость победы. Он начинает особенно четко понимать, что его предназначение - быть смелым бойцом, и могучего зверя он ощущает своим братом.

Однако в главах 19- 22 героя ждет жестокое разочарование. Он теряет смысл жизни, потому что, несмотря на все свои страдания в пути, он потерпел поражение и уже никогда не осуществит свою мечту.

В главе 23 героя ждет утешение в виде фантастического видения вольной речной природы, которое начинается в предсмертном бреду.

В конце поэмы (главы 24-26) герой прощает всех, смиряется со своей судьбой и лишь просит похоронить его в том месте, откуда будут видны его родные горы.

Образ главного героя. Противопоставление жизни в монастыре и жизни на воле

На протяжении всей поэмы монастырская жизнь кажется герою «тюрьмой», а настоящая жизнь видится ему лишь на свободе. Вот почему Мцыри умирает, поняв, что вернулся к монастырю, заблудившись в конце своего трехдневного пути. Жизнь вне природы, жизнь по чуждым ему и навязанным ценностям не имеет для него смысла.

Мцыри - настоящий романтический герой. Его образ можно понять на двух уровнях. С одной стороны, он стремится к своей отчизне, к свободе. Но с другой стороны, он ищет лучшего мира, более свободного, которого не существует на земле (принцип романтического двоемирия).

Роль пейзажа в поэме

Природные образы очаровывают героя, символизируют для него настоящую жизнь. В образах разделенных скал он видит собственную разлуку с отечеством, в грозе чувствует собственную жажду великих свершений, а в саду он слышит голоса, говорящие о вечном. Он хорошо понимает голоса природы, воспринимает их смысл. А горы для него – это символ свободы и родины.

Кроме того, герой сам себя считает частью дикой природы, поэтому сравнения со зверями очень важны для понимания образа Мцыри:

"Я сам, как зверь, был чужд людей
И полз и прятался, как змей".

Образы природы, меняя свой характер вслед за сменой событий в пути Мцыри, всегда точно передают его состояние. Например, его разочарование в конце пути передано таким же пейзажем:

(…) Мир божий спал
В оцепенении глухом
Отчаянья тяжелым сном.

Яркость пейзажа у Лермонтова достигается благодаря использованию множества художественных средств, например:

метафора – «Растений радужный наряд Хранил следы небесных слез»,

«И кудри виноградных лоз Вились, красуясь меж дерев»,

метафора-олицетворение:

(…)Уж луна
Вверху сияла, и одна
Лишь тучка кралася за ней (...)

эпитет – «Седой, незыблемый Кавказ», «Растений радужный наряд», «То взор кровавый устремлял»,«При звучном ропоте дубрав»

олицетворение- «Я видел груды темных скал, Когда поток их разделял, И думы их я угадал», «Дохнули сонные цветы»

сравнение-олицетворение- «Там, где сливаяся шумят Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры»;

«Дерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой, Как братья в пляске круговой»;

сравнение

«Я видел горные хребты, Причудливые как мечты»;

«И облачко за облачком (…) — Как будто белый караван Залетных птиц из дальних стран!».

гипербола:

«В то утро был небесный свод Так чист, что ангела полет Прилежный взор следить бы мог»;

«И миллионом черных глаз Смотрела ночи темнота»;

оксиморон: «То взор кровавый устремлял, Мотая ласково хвостом»

антитеза: "Бледный свет Тянулся длинной полосой Меж темным небом и землей"

анафора и грамматический параллелизм :

В то утро был небесный свод
Так чист, что (...)
Он так прозрачно был глубок,
Так полон ровной синевой!

Еще пример и параллелизма, и анафоры в одном отрывке:

Трава меж ними так густа,
И свежий воздух так душист,

Композиция

Поэма начинается и заканчивается тем, что истощенного и умирающего героя приносят в монастырь. Такой кольцевой прием подчеркивает безысходность положения Мцыри в этом мире: ему никогда не убежать от своей тюрьмы.

Особенность композиции и в том, что повествование о прошлом Мцыри занимает незначительное место. Основное внимание автор уделяет трем дням, во время которых Мцыри осуществлял свою попытку побега. Благодаря этому подчеркнута основная идея произведения - настоящей жизнью является для героя лишь пребывание на свободе.

Художественные особенности

Поэма отличается взволнованным, эмоциональным языком главного лирического героя, Мцыри. Его речь, передающая его поэтическое видение мира, полна преувеличений (гипербол), контрастов, метафор и сравнений. Страстность и напряженность тона повествования подчеркивается тем, что все рифмы - мужские (ударение на последний слог в каждой строке), без чередования с женскими.

На протяжении всей поэмы герой по-настоящему общается лишь с образами природы, которые он очеловечивает. Поэтому в произведении много олицетворений.

Читайте на нашем канале более подробный анализ по главам, чтобы глубже понять все произведение!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц