Правда ли, что ещё строящаяся станция чуть не утонула в московских подземных водах? Откуда взялось название платформы? Почему в оформлении преобладает красный цвет, и что в целом отражает её внешний вид? А также - #история красивых деталей, которые вы скорее всего не замечали и светильников, которых никто так и не увидел. Читайте до конца, будет интересно!
Как всех и всё чуть не затопило
Станция "Марксистская" открылась 30 декабря 1979 года в составе новой на тот момент Калининской линии Московского #метро . Своё название она получила в честь одноимённой улицы, где расположились выходы в город. Нарекли её так ещё после Октябрьской революции местные власти. До этого улица была известна, как Пустая. А в 1919 году в Моссовете утвердили новое название окончательно. Хотя некоторые жители столицы с ухмылкой отнеслись к такому переименованию.
Строительство будущей станции началось в 1975 году и продолжалось на протяжении четырёх лет. Оказалось, что почвы в районе Таганской площади довольно сложные. Кроме того, под землёй было много грунтовых вод. Несмотря на то, что платформу сделали на большой глубине - 60 метров - от проблем во время строительства это не спасло.
Ещё в начале проходки станции произошла крупная авария. Есть версия, что рабочие наткнулись на огромное подземное озеро. Другие источники указывают, что виной всему обилие грунтовых вод. Как бы там ни было, всё очень быстро затопило. Насосы внизу вскоре перестали справляться с откачкой воды. Когда та вплотную подобралась к электрическим механизмам установок, их отключили. В дальнейшем воду пришлось выкачивать с поверхности. К счастью, обошлось без жертв: все бригады успели вовремя эвакуировать. Однако на ликвидацию последствий аварии ушло более двух месяцев.
Главный цвет марксизма-ленинизма
Проект станции подготовила группа архитекторов во главе с Ниной Алёшиной. Очень известным специалистом, на счету которой создание 19 станций Московского метро. Внешний облик "Марксистской" должен был отражать внутренний смысл названия. Поэтому в качестве преобладающего цвета оформления выбрали тёмно-красный.
Колонны с увеличенным шагом в 5,25 м отделали мрамором разных оттенков: от красного до розового. Причём палитра рисунков смотрится интересно. Всё хорошо сочетается между собой. Как будто один цвет переходит в другой. Поэтому колонны не воспринимаются как нечто, отделанное мраморными плитами. Издалека кажется, что это просто огромная цельная конструкция.
Путевые стены отделали мрамором светлых оттенков: от серого и бежевого до желтоватого и кремового. Помимо этого на стенах появились довольно необычные узоры. Они не похожи на панно, которыми было принято украшать станции в 1970-х (то есть металлические). Это геометрические мозаики из узких мраморных полос красных оттенков, дополненные пятиконечной звездой. Они были призваны отразить торжество идей марксизма-ленинизма. Но, видимо, в абстрактной форме.
Красота в деталях
Звёздами украсили и пол станции. В основном в его оформлении использовали тёмно-серым гранитом с белыми вкраплениями. По центральной оси зала, а также между колоннами разместили красные восьмиконечные звёзды. Также из гранита, но отличающиеся друг от друга тем, что в центре звёзды вписаны в другой восьмигранник.
В торцах станции разместили панно, напоминающие те, что украшали путевые стены. Они были несколько больше, однако всё также выражали торжество идей марксизма-ленинизма. Как и их "собратья" на путевых стенах, эти панно выполнили в технике флорентийской мозаики.
Завершают украшение "Марксистской" оригинальные спиралевидные люстры. Они должны бы смотреться немного вычурно на фоне остальной отделки, напоминая нам о дворцах Кольцевой линии. Но почему-то такого ощущения нет. Светильники прекрасно вписываются в оформление станции. Интересно, что на первоначальных проектных фотографиях, люстры выглядели по-другому. Они чем-то напоминали модерновые треугольники, которые в итоге расположили над боковыми платформами.
Красиво и функционально
В итоге получилась красивая станция. Её оформление действительно хорошо продумано. Помимо художественной составляющей здесь применили несколько технических новшеств. Они касались сооружения наклонного хода для эскалаторов, а также организации переходов на две соседние "Таганские".
В наши дни станция #Марксистская не является очень загруженной, несмотря на большой пересадочный узел. Рекомендую всем, когда появится свободная минута, остановиться и присмотреться получше к декору станции. Возможно, вы увидите много того, чего раньше никогда не замечали. #московское метро , как мы знаем, может похвастаться большим количеством красивых станций. "Марксистская", по моему мнению, одна из них.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!