Сегодня, наконец, выздоровела наша учительница по английскому языку, а вот учительница математике заболела. Английского не было с начала четверти, то есть осталось всего три недели с хвостиком до… подведения итогов.
Сегодня же утром на глаза попались слова автора первого советского учебника английского языка Натальи Александровны Бонк: “надо преподавать хорошо в учебных заведениях, тогда и репетиторы будут не нужны”.
Ладно, мои ребята весь этот месяц занимались английским языком, а ведь не у всех есть такая возможность. Представляете, сколько детей, учащихся нашей школы более месяца совсем не изучало иностранный язык. При этом всем известно, что без поддержки вне языковой среды язык быстро забывается. Вот вам и репетиторы, и учебные заведения. Да, права была Наталья Александровна! Ох, как права!
Мы привыкли учитывать пропуски по болезни учеников. Об этом есть объемная статистика. Но сколько пропусков происходит по болезни учителей? Безусловно, этот год особенный, но учителя часто болели и раньше. Да, и как же им не болеть – столько заинтересованных в этом юных лиц (см. заметку “Как заболела школа и не только…”)! И ещё вопрос – можно ли назвать сами условия, в которых работают учителя здоровыми? Тут, скорее, остаётся удивляться, как вообще трудятся те, кто трудятся.
И если вспомнить истину о том, что основное обучение происходит не вербально, а путём копирования поведения наставника, то какой пример “здорового образа жизни” видит перед собой ребёнок? Думаете, это проходит незамеченным? Тогда ещё раз попрошу перечитать начало моей прошлой заметки, слова ученицы пятого класса, надо сказать, довольно обычные среди детей. Приведу их здесь для удобства: “Я хочу, чтобы наша учительница никогда не выздоравливала, и чтобы нас не аттестовали, или чтобы я заболела и сидела бы дома”.
Права была Наталья Александровна по поводу работы учебных заведений - когда они перестают выполнять свою образовательную функцию, начинаются поиски выхода. Если школы не в состоянии обеспечить образование без ущерба для здоровья ребёнка, приходится брать дело в свои руки (да-да, как и с нашей медициной, и с другими вещами).
Есть немало людей делающих бизнес и на проблемах нашего образования. Возможно, они непосредственно связаны с чиновниками. У нас ведь это дело обычное. Но что это меняет для нас, для простых граждан?
И ещё, если Вы думаете, что это только проблема России, то ошибаетесь - государственные институты сейчас практически по всему миру испытывают серьёзные проблемы, происходит глобальная перестройка самой идеи государственного управления. Думать самим, своей головой, заботиться самому о своём будущем – "суровая необходимость" не только в нашей стране. Посмотрите, как резко выросла потребность в различного рода курсах по поддержанию психического здоровья, управлению стрессом и временем. Согласно статистике образовательной платформы Udemy за последний год спрос на курсы по управлению тревожностью (Anxiety management, какие курсы-то бывают!) вырос на 3967% (!), тайм-менеджмент – 990%, т.е. видимо, это раньше вообще никого особенно не беспокоило, но теперь ситуация изменилась.
При таком раскладе событий родителям самим стоит ставить приоритетом здоровье ребёнка и самим регулировать учебную нагрузку, а именно и прежде всего, следить за временем, которое ребёнок тратит на уроки, на работу за компьютером, и непременно планировать сам отдых, время, в течение которого ребёнок может восстановить свои жизненные силы. Таковы времена – если человек не решает своих проблем сам, кто-то будет решать свои проблемы за его счёт.