Не секрет, что степень подготовки летных кадров играет очень большую роль. Так японцы поначалу довольно успешно воевали с советскими и американскими летчиками, именно за счет выучки.
Немцы в начале войны с СССР имели очень большой налет около 150 часов. Это и предопределило успехи немецкой авиации, когда тысячами сбивали и поражали советские самолеты на земле.
Действительно, Коммунистическая партия и правительство всегда уделяла большое внимание авиации и летным кадрам.
9 декабря 1936 г. Комсомольская правда публикует письмо летчика-испытателя В. Кокинаки «Должны и будем летать» в нем говорится о грандиозной программе подготовки летчиков:
«Рабочие и служащие завода имени Менжинского, обсудив итоги Чрезвычайного VIII съезда Советов, обратились ко всем трудящимся Советской страны подготовить 150 тысяч летчиков.
...Задача подготовки 150 тысяч летчиков – задача Ленинского комсомола, советской молодежи...».
Историк авиации и авиаконструктор В. Б. Шавров пишет о поликарповском самолете И-180:
«Проектировался и строился (в замену И-16) как массовый истребитель для тех полутораста тысяч летчиков, которые должны были быть выпущены в ближайшие годы согласно выдвинутому лозунгу»
Конечно, скорее всего речь шла о всех летчиках, а не только об истребителях.
Уже к апрелю 1938 г. авиационное командование рассчитывало иметь в запасе 106 238 человек летного состава и 47 501 человек инженерно-технического.
Шел и рост масштабов подготовки авиаспециалистов. Так, с 1936 по 1940 г. летчиков было выпущено 24 122 (с 2 714 в 1936 г. до 9 613 в 1940 г.), штурманов – 13 361 (с 1 725 в 1936 г. до 5 268 в 1940 г.) (Архив Управления кадров ВВС. Инв. № 103. С. 5, 33), авиационных техников – 30 637 (с 1 465 в 1936 г. до 11 981 в 1940 г.) (Там же, инв. 263. С. 42).
Накануне и в ходе второй мировой войны в 1939 – 1940 гг. конструкторы разработали около 20 новых типов самолетов, для серийного производства приняли истребители Як-1, ЛаГГ-3, МиГ-3, бомбардировщик Пе-2 и штурмовик Ил-2. А боевая авиация всегда была требовательна к качеству летного состава.
В марте 1940 г. прошел Пленум ЦК Всероссийской коммунистической партии большевиков (ВКП (б)) и специальное совещание руководящих командных и политических работников в апреле 1940 г., на них от ответственных лиц потребовали перестроить боевую подготовку в соответствии с новым опытом, который был получен в Испании, у реки с Халхин-Гол и на Карельском перешейке.
Наркомат обороны расширил сеть летных военных учебных заведений, принял меры по совершенствованию руководства ими и улучшению учебной и воспитательной работы. В 1937 г. было 12 летных учебных заведений ВВС, в январе 1940 г. – 18, а в декабре уже 41. На 22 июня 1941 г. уже 83.
Базой для авиашкол служили школы Гражданского воздушного флота, аэроклубы и школы Осоавиахима СССР. Помимо летных школ центрального подчинения создаются окружные школы, в которых к середине октября 1940 г. обучалось 4274 человека. 24 августа 1940 г. приказом Наркома обороны СССР начальнику Главного управления ВВС Красной Армии были подчинены авиационные академии, училища и школы. Еще ранее отдел ВУЗ ВВС преобразовали в Управление, которое стало руководить всеми авиационными учебными заведениями. 17 мая 1941 г. Нарком обороны СССР подчинил авиаучилища, школы и курсы военным советам округов по всем вопросам, кроме учебно-методических. В штате управления ВВС округов появились отделы военно-учебных заведений во главе с помощниками командующих ВВС округов по вузам, в ряде других округов – должности инспекторов по вузам.
В декабре 1940 г. по постановлению ЦК ВКП (б) и СНК СССР Нарком обороны издал приказ «Об изменении порядка прохождения службы младшим и старшим начальствующим составом в ВВС Красной Армии». Срок службы солдатам и сержантам ВВС увеличили до 4 лет, пилоты и стрелки-бомбардиры после окончания службы получали звание сержанта и продолжали срочную службу, с весны 1941 г. весь летный состав, включая командиров звеньев, не прослуживший четырех лет, переводился на казарменное положение.
Такое положение вводилось в соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 25 февраля 1941 г. «О реорганизации авиационных сил Красной Армии» и утвержденной положением Наркома обороны СССР 3 марта 1941 г. по нему штурман, начальник связи эскадрильи должны были учиться два года, а сержанты – пилоты и стрелки-бомбардиры – в годичных школах.
Училища и школы стали комплектоваться по-другому. Ранее с 1938 г. они пополнялись добровольцами, которые прошли обучение в аэроклубах Осоавиахима СССР. В 1938 - 1940 гг. в летные вузы из аэроклубов направили 24 тыс. человек. С декабря 1940 г. в летные школы пошли призывники срочной службы и младшие командиры всех родов войск. Со временем стало понятно, что технический уровень знаний младшего комсостава себя не оправдал, поэтому с 19 июня 1941 г. ЦК ВКП (б) и СНК СССР стали направлять туда только авиамехаников. В 1941 г. планировали создать 25 школ с переменным составом в 35 тыс. человек.
Пилотов решили готовить со школьной скамьи, если школьник оканчивал семилетку с хорошими и отличными оценками, он мог быть принять в одну из 20 спецшкол, которые должны были отправлять в авиационные военно-учебные заведения не менее 1 600 человек. Они параллельно с учебой три года изучали авиационные дисциплины, а летом в аэроклубах проходили летную практику. Одновременно в соответствии с постановлением СНК СССР от 5 ноября 1940 г. в 47 учебных эскадрильях ГВФ организовали подготовку пилотов на У-2. К 1 октября 1941 г. их закончили 9910 человек, из них 7756 направили в школы ВВС. Кроме этого принимали молодежь обучившуюся в аэроклубах Осоавиахима СССР и созданных на базе аэроклубов 30 военных авиашколах первоначального обучения.
Начали вводить новые учебные планы и программы для всех типов учебных заведений и школ. 8 апреля 1941 г. утвердили новый курс летной подготовки военных авиашкол первоначального обучения. Главное управление ВВС по указанию ВКП (б) разработало сокращенные программы подготовки летных кадров в военное время (10- и 6-месячные).
Согласно совместному постановлению ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 25 февраля 1941 г., четко были определены задачи каждого типа учебных заведений. В военных школах пилотов курсанты должны были научить летать днем в простых метеоусловиях, летать в группе в составе звена и получить практику полетов по маршруту. Летчики-истребители обучались основам воздушного боя и общий налет определяли в 24 часа, летчики-бомбардировщики учились бомбометанию с горизонтального полета и пикирования на самолетах УСБ и СБ до углов 40 градусов, для этого им давали 20 часов.
Курсанты военных командных училищ, должны были за два года научиться летать днем и ночью, водить звено и эскадрилью на всех высотах днем, ночью и в сложных метеоусловиях, на пределе радиуса действия самолета с боевым применением, вести воздушный бой одиночно и в группе. Общий налет на одного курсанта определялся до 150 часов.
Количество самолетов в учебных заведениях возросло с 3007 на октябрь 1937 г., до 6053 в декабре 1940 г. На конец 1941 г. планировалось задействовать в учебном процессе 6841.
В качестве преподавателей использовали выпускников академий, училищ и школ, переподготавливали командиров строевых частей на различных курсах.
Большое внимание уделяли совершенствованию специальной подготовки, летного и методического мастерства преподавателей и инструкторов. Инструктор-летчик должен был воспитывать в курсантах преданность Родине, инициативу, смелость, дисциплинированность.
Для увеличения выпуска командного состава из Военно-Воздушной академии РККА имени Жуковского выделили Военную академию командного и штурманского состава ВВС РККА. Занятия начались 1 октября 1940 г., всего в академии обучалось 2420 слушателей, из них 450 – на командном факультете. Главное внимание в новой академии уделялось оперативно-тактической, штурманской, огневой и летной подготовке слушателей. Для этого учреждение имело учебный полк в составе 5 эскадрилий, всего 73 самолета.
К 22 мая 1941 г. академия подготовила 255 авиационных командиров с высшим военным образованием. Особое внимание делалось на партийно-политическую работу для воспитания идейно закаленных бойцов. В авиашколах и училищах проводили партийно-политическую работу по разъяснению руководящих решений ВКП (б) и пропаганде успехов социализма.
Полковник Федоренко в советское время утверждал, что благодаря принятым мерам была создана широкая сеть летных учебных заведений, которые подготовили тысячи летных кадров и полностью обеспечили ими ВВС. С началом войны летные учебные заведения успешно решали задачу подготовки летных кадров для ВВС Красной Армии. Не прошла даром и работа командиров, политорганов и партийных организаций, что нашло подтверждение в подвигах советских летчиков.
В то время о недостатках говорить было не принято, но основным недостатком обучения пилотов было качество.
Спешно подготовленный летный состав имел низкий уровень подготовки. Формально же штатная численность пилотов-истребителей превышала на 646 человек численность машин, во внутренних округах на 347 летчиков (ЦАМО ф. 35, оп. 11321, д. 95, лл. 1 – 4). (Шевченко С. И. Истребительная авиация ВВС Красной Армии накануне Великой Отечественной войны: состояние и взгляды на боевое применение в операциях фронтов: диссертация ... кандидата исторических наук. М., 2009. с. 60 – 67).
Несмотря на широко развернутую подготовку летного состава, только в ВВС западных военных округов недоставало к началу войны около 1200 летчиков (около 17 %), а ВВС Западного Особого военного округа некомплект летного состава составил даже более 30 %. В результате большое количество самолетов с началом войны остались без летчиков (экипажей) и не только не могли принять участие в боевых действиях, но и были уничтожены своими войсками при отступлении или брошены на аэродромах (ЦАМО ф. 27, оп. 142688, д. 1, л. 15 – 16).
Решающее влияние на резкое возрастание количеств летно-технических кадров оказали официальные взгляды Верховного командования РККА. Считали, что ежегодно советские ВВС в войне будут терять 33 – 35 000 самолетов, до 250 % летного состава и 50 % - технического (1941 г. – опыт планирования и применения ВВС, уроки и выводы. М., Министерство обороны СССР, Военно-воздушные силы. 1989. С. 126).
В случае войны в 1941 г. требовалось 40 241 летчик, 27 140 штурманов и более 15 000 стрелков-радистов.
Вместо планируемых 52 500 человек летных кадров в 1941 г. ВУЗами ВВС было выпущено лишь 14 300, т. е. 27,2 % (Стратегический очерк Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. М., Воениздат, 1961.С. 467).
Расчеты Генштаба РККА по потерям авиации и летно-технических кадров оказались завышены, что привело к перерасходу материальных и финансовых средств.
К этому добавлялись проблемы с освоением того же И-16, а это был очень строгий в пилотировании самолет. Конструктор Поликарпов для повышения горизонтальной маневренности сделал у самолета заднюю центровку, также упала точность боя, так как самолет "рыскал".
Самый распространенный самолет нового типа на лето 1941 г. в пилотировании был тяжел.
Командир 43-й авиадивизии вспоминал:
"МиГ был тяжеловат для истребителя. Ошибок при пилотировании он не прощал, был рассчитан только на хорошего летника. Средний летчик на МиГе автоматически переходил в разряд слабых, а уже слабый просто не мог бы на нем летать..."
Молодые пилоты с трудом управляли этим самолетом, рискуя сорваться в пропасть. На взлете самолет имел тенденцию к развороту, посадочная скорость была высокой, при выравнивании он валился на крыло. Передний обзор из-за далеко сдвинутой назад кабины пилота был неважным.
Другой истребитель ЛаГГ-3 был тяжел в управлении, на виражах быстро терял скорость и набирал ее сравнительно медленно.
Попроще в технике пилотирования был Як-1, правда, обзор назад загораживал высокий гаргрот.
Но все три самолета на малых и средних высотах уступали в скорости и скороподъемности Ме-109Ф.
Немцы же не лезли в лоб, они сбивали неопытных пилотов внезапными атаками.
Известный немецкий пилот Баркхорн вспоминал:
«В начале войны русские летчики были неосмотрителъны в воздухе, действовали скованно, и я их легко сбивал неожиданными для них атаками. Но все же нужно признать, что они были намного лучше, чем пилоты других европейских стран, с которыми нам приходилось сражаться. В процессе войны русские летчики становились все более умелыми воздушными бойцами...».
Спасибо за прочтение.