В Международный день инвалидов мы продолжаем проверять Екатеринбург на доступность для всех его жителей. В этот раз поговорим о маломобильных людях и прежде всего о тех, кто передвигается в инвалидных креслах.
Маломобильные группы населения — это те, кто в инвалидных креслах?
Когда мы спешим по своим делам, никто из нас не замечает ничего на своём пути. Тем не менее, даже на протяжении 100 метров можно встретить множество препятствий: высокие поребрики, тяжёлые двери, отсутствие перил, бесконечные ступени, которые зимой превращаются в самый настоящий каток. Всё это представляет собой сложность в передвижении инвалидам-колясочникам и другим маломобильным группам населения — это те люди, которые испытывают трудности при самостоятельном передвижении, получении информации и услуг, при ориентировании в пространстве. Кроме инвалидов, находящихся в кресле, к данной категории относятся люди старше 60 лет, беременные женщины, временно нетрудоспособные по состоянию здоровья, люди с детскими колясками, дети дошкольного возраста, а также люди с тяжёлым грузом. Таким образом, все люди в разное время своей жизни хотя бы раз, но становятся маломобильными.
Уже в 2013 году официальный портал Екатеринбурга сообщал, что наш город является одним из передовых в плане создания безбарьерной среды для маломобильных людей, в том числе и для инвалидов. Далее рассмотрим, на самом ли деле это так.
Недоступный доступ
Как говорилось ранее, ступени представляют собой одну из самых больших затруднений для инвалидов-колясочников, особенно в зимний период времени, когда на поверхности образуется плотный слой снега или даже льда, что делает лестницы опасным объектом не только для тех людей, которые испытывают трудности в передвижении, но и для тех, кто к ним не относится. Для облегчения подъема и спуска маломобильных групп населения помимо лестниц у современных зданий заранее проектируют и специальные пандусы. У более старых зданий их создают отдельно, делая спуск из бетона. В большинстве случаев на ступени просто кладут две железные «рельсы» — швеллеры. Кажется, что это благое намерение, но на самом деле это не всегда так, потому что спуск может получиться слишком крутым, что очень травмоопасно, ведь тогда скорость движения получится слишком большой, и человек просто не успеет затормозить.
Бывает и так, что, на первый взгляд, пандус кажется абсолютно безопасным, но и на нём может произойти неприятная ситуация. Как рассказал Александр Беляев, экс-журналист «Комсомольской Правды Екатеринбург», при спуске с широкого и удобного пандуса возле известного продуктового магазина колёса его коляски заскользили, из-за чего журналист упал с неё. К аптекам, находящимся возле его дома Александр и вовсе не смог подъехать. Возле одной из них площадку дома и тротуар разделял высокий поребрик. В другую же невозможно было попасть, потому что ширина между «рельсами» пандуса была значительно больше, чем ширина между колёсами коляски. Как говорят сами инвалиды, если пандусы не предусмотрены, то лучше совсем ничего не делать, чем получить такой результат.
Как бы ни были удобны и безопасны лестницы и пандусы, при отсутствии у них перил маломобильные группы населения не смогут передвигаться по ним, не опасаясь, что получат травму. К сожалению, такое можно встретить даже в подъездах жилого дома, с чем и столкнулся Александр Беляев. Не менее опасно, когда перила есть, но они плохо закреплены. В этом случае они не дают достаточно надёжную опору, чтобы можно было беспрепятственно подниматься или спускаться. В недавнем времени такие перила можно было встретить на лестнице, ведущей в подземный переход через улицу Челюскинцев возле железнодорожного вокзала.
Ещё одной проблемой является парковка. По закону, рядом с социально значимыми объектами необходимо иметь бесплатные парковочные места для инвалидов, причём они должны составлять не менее 10 % от общего количества мест. При этом не прописано, что обязательно должны быть предусмотрены места для инвалидов-колясочников. Если же такие места есть, то они не всегда соответствуют нормам: на кресле невозможно подъехать к машине, не задев при этом соседнюю.
Преодоление границ
Для удобства передвижения, помимо пандусов, устанавливают и лифты, которые у нас в городе можно встретить не только в торговых центрах, но и в наиболее значимых для передвижения местах, таких как станции метро «Ботаническая» и «Чкаловская», а также на перронах и в здании железнодорожного вокзала. Кроме того, в Екатеринбурге активно ведутся работы по опущению бордюров до уровня проезжей части на пересечениях пешеходных переходов и тротуаров. Как сообщает Информационный портал Екатеринбурга, всё это делает переход через проезжую часть почти незаметной. И действительно, эти изменения встречаются с каждым годом всё чаще.
Общественный транспорт также должен быть удобен для пользования маломобильными группами населения, в том числе и инвалидами-колясочниками. По данным Информационного портала Екатеринбурга, уже с 2015 года в городе имеются низкопольные автобусы с откидным «пандусом» и специальными перилами для инвалидов-колясочников, где есть достаточно места, чтобы можно было сидеть непосредственно в инвалидном кресле, и уже в первый год их появления автопарк таких автобусов составлял 49 машин.
В связи с модернизацией составов в 2019 году в екатеринбургском метро появились вагоны, где также есть специальные места для инвалидов-колясочников. Станция «Ботаническая» сразу проектировалась с учётом всех особенностей. По словам начальника станции, там расположены не только лифты, при помощи которых можно попасть с улицы в подземный переход, но и специальный подъёмник для колясок внутри самой станции.
Также в 2019 году в Екатеринбурге появился ещё один способ передвижения для инвалидов-колясочников — спецмашины такси. Салоны оборудованы пандусами и специальными креплениями, которые надёжно фиксируют коляску внутри машины. При отсутствии «особых» заказов эти же автомобили могут приехать и на другие: в салонах имеются переднее и три задних пассажирских сиденья. Оплата за проезд также определяется километражом поездки. Да, в нашем городе существует и бесплатное социальное такси, но конечный пункт маршрута может быть строго определён. То есть, человек в коляске сможет на нём добраться только до медицинского учреждения или пенсионного фонда, а съездить в гости к родным и друзьям будет уже проблематично.
Вперёд к активной жизни
Если говорить о неудобствах получения услуг инвалидами, находящимися в кресле, то на авто- и железнодорожном вокзалах Екатеринбурга обустроены специальные кассы по продаже билетов. От обычных они отличаются тем, что окно находится значительно ниже. В аэропорте Кольцово существует специально оборудованный зал ожидания для людей с ограниченными возможностями, который оборудован кнопками для вызова персонала. При необходимости есть возможность бесплатно получить кресло-коляску не только для передвижения по территории аэропорта, но и по воздушному судну, на котором планируется полёт.
Кроме того, в Екатеринбурге для инвалидов-колясочников доступен и активный досуг. В 2013 году в Кировском районе открыли первый в городе специализированный тренажёрный зал. Расположили его непосредственно в штаб-квартире Кировской районной общественной организации «Всероссийского общества инвалидов». По словам инициаторов проекта, открытие этого зала повлияло на организацию досуга инвалидов-колясочников и на их приобщение к активному образу жизни.
В 2019 году для людей с ограниченными возможностями стал доступен не только досуг в пределах Екатеринбурга, но и загородный отдых. Экологические тропы природных парков «Бажовские места» и «Оленьи ручьи» были включены в инклюзивные туристические маршруты. Обе тропы были протестированы людьми с ограниченными возможностями, которые остались довольны обустройством маршрутов, несмотря на незначительные замечания. Но самым значимым моментом для региона в развитии инклюзивного досуга является создание специального тура «Урал без границ». В него входят 5 маршрутов: «Европа-Азия», «Медная столица Урала» в Верхней Пышме, «Опорный край державы» (Нижний Тагил и Невьянск), «Екатеринбург», в который входит посещение Исторического сквера, музея Екатеринбурга, дома Севастьянова и «Ельцин Центра», а также «Императорский маршрут», в рамках которого туристы посетят Музей Святой Царской семьи, Храм-на-Крови и Ганину Яму.
Ещё несколько лет назад передвижение в инвалидном кресле означало приговор на заточение в четырёх стенах. Однако с каждым годом в Екатеринбурге появляется всё больше удобств и возможностей для людей с ограниченными возможностями. Уже сегодня они могут самостоятельно поехать в гости, купить билет в другой город, чтобы посетить природный парк, и даже улететь в другую страну. Абсолютно в любой ситуации главное — не падать духом, а смотреть на этот мир с улыбкой и отстаивать свои права.