Найти тему

Первое знакомство с новым словом: как сделать его эффективным

Оглавление

Обучению языку подразумевает постоянную работу со словами . Как же с ними работать? Просто перевести и пусть ученик запишет в словарик? Пытаться объяснить без перевода? Давайте разбираться!
Переводить слово или попытаться его объяснить? Вечный вопрос преподавателя
Переводить слово или попытаться его объяснить? Вечный вопрос преподавателя

Как формируется навык

Чтобы сформировать любой навык, нужно пройти три этапа:

  1. Ознакомление
  2. Тренировка
  3. Практика

Сегодня я хочу поговорить о самом первом этапе, о вводе новых лексических единиц.

Этап ознакомления

Презентация слов и раскрытие их значения

Если введение нового слова происходит на начальном этапе обучения, то слово должен сначала произнести учитель. Ученик(и) повторяет слово. Если занятие на продвинутом уровне, то слово можно не произносить.

Раскрыть значение слова можно следующими способами:

  • Переводными способами
  • Беспереводными способами

Переводные способы

Эти способы являются наиболее экономными и иногда более эффективными. Они могут использоваться для объяснения понятий, не входящих в активный словарь и не требующих запоминания.

Переводные способы помогают избегать ошибок при объяснении так называемых "ложных друзей переводчика".

Важно: не злоупотреблять использованием перевода при раскрытии значений новых слов. Интерес и мотивация ученик может снизиться.
Но и не следует полностью забывать о применении перевода.

Беспереводные способы

Беспереводные способы тесно связаны с наглядностью. Наглядность бывает следующих видов:

  • Предметная наглядность, то есть те предметы, которые находятся в кабинете или могут быть у учителя и учеников (например: стена, тетрадь, рюкзак);
  • Языковая наглядность, демонстрация образцов речи и отдельных языковых явлений (фонем, морфем, слов, предложений) в письменной или устной форме речи.
  • Изобразительная наглядность, картины, таблицы, схемы.
  • Демонстрация предметов, действий (наша любимая игра в пантомиму, демонстрация жестов, карточек, рисунков.
  • Наглядность действием можно «показать» некоторые глаголы, выражающие элементарные действия, например: читать, писать, идти, салиться, вставать, говорить. Мы обычно так развлекаемся с учениками на теме "Спорт".
Это я беспереводным способом, с помощью пантомимы, объясняю немецкое слово "Кошка ( die Katze)"
Это я беспереводным способом, с помощью пантомимы, объясняю немецкое слово "Кошка ( die Katze)"

Итак, для беспереводного способа введения новых слов нам понадобится инвентарь! Можно использовать:

1) Реальные предметы

2) Доп. материал в виде картинок, карточек (моя статья о карточках) (на плотной бумаге или наклеивать на картон - я выступаю за долгослужащий материал)

А также можно применить:

  • Пантомиму
  • Дефиниции слов на немецком языке (ситуация)
  • Определение значения слова с помощью примеров
  • Использование синонимов (исходя из уже изученных учениками слов)
  • Языковая догадка.
  • Определение значения слова на основе значения его компонентов

ВЫВОД: переводить или не переводить новые слова?

Перечисленные способы и приемы имеют свои плюсы и минусы. Достоинства переводных способов: они экономичны в отношении времени; универсальны в применении.

Достоинства беспереводных способов: развивают догадку; увеличивают практику в языке; создают опоры для запоминания; усиливают ассоциативные связи.

Недостатки: требуют больше времени, чем переводные; не всегда обеспечивают точность понимания

Советую соблюдать золотую середину, не делать перекос в сторону одних или других способов. Если объяснение затянулось, то лучше просто перевести и не тратить время на это слово. Время на уроке всегда ценно.

Как вы работаете с лексикой Какие способы используете для знакомства с новыми словами?

#ученик #учитель #педагогика #методика преподавания #иностранные языки #немецкий язык #школа