В своей работе я использую так называемые опорные конспекты. Очно мы с пятиклассниками учимся их составлять вместе, на доске, с обсуждением всевозможных идей. Но что делать в случае асинхронного урока?
Я работаю в школе 25 лет. Собираюсь уходить, поэтому выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.
По большому счету, я полагаю, что качественно это сделать невозможно. Со студентами пройдет, с пятиклассниками никогда. Но пробовать необходимо, тем более что деваться все равно некуда.
Для удаленной работы со школьниками я использую специальный шаблон, образец которого представлен и описан здесь. При помощи такого шаблона ученик (теоретически) сможет самостоятельно разобраться в теме урока, особенно если ему помогут родители. Конечно, привлекать родителей нежелательно, поскольку они работают и все такое. Но если у родителей есть возможность позаниматься с ребенком, то шаблон помогает (положительные отзывы есть).
Тема урока записана в шаблоне красным цветом для привлечения внимания. Тема эта условна и вот почему. Опорный конспект мы составляем по первому параграфу действующего учебника. Я работаю по «Линии жизни» Пасечника, в которой первый параграф называется именно так: «Биология — наука о живой природе».
Если в вас другой учебник (или у меня поменяется), назвать урок можно иначе. По какому тексту составлять опорный конспект — все равно. Лишь бы он был написан так, чтобы ребенок мог его структурировать. Кстати, у Пасечника в этом отношении первый параграф — так себе, но другого нет.
Блок «узнаю, научусь, сделаю» создан для осознанной мотивации школьника. Он помогает ребенку заранее знать, что он будет делать, и даже как-то спланировать свою деятельность.
В данном случае ребенок узнает две вещи. Первая — какие условия необходимы для жизни на планете. Это материал того самого первого параграфа Пасечника. Если менять текст, по которому намереваемся составлять конспект, придется поменять и первую строку в разделе «узнаю». Вторая — чем отличается опорный конспект от студенческого.
Раздел «Где это может пригодиться» позволяет ребенку увидеть, что он изучает этот материал не по прихоти взрослых, а потому что это действительно необходимо.
Можно спросить ребенка, а что он хотел бы изучать. Он назовет, например, медицину, животных, программирование. Так вот, в этих областях тоже придется что-то записывать. Так научимся же записывать так, чтобы и времени много на писанину не тратить, и читать записанное быстро.
Главное место в шаблоне уделено блоку «Ход работы». Теоретически с его помощью школьник может сам освоить этот материал. Некоторым удается. У меня не так много пятиклассников на удаленке, только те, родители которых сами пожелали учиться из дома. Но такие родители обычно имеют возможность помогать детям. Пара консультаций по телефону — и все в порядке.
Итак, сначала ребенок записывает дату и тему — это дисциплинирующие моменты, которые учат системности. Далее — big idea урока для подкрепления мотивации.
Следом идет чуть-чуть теории. Поскольку на удаленке ребенок должен все понимать сам, а читать слишком много умных слов он не станет, я просто внесла в шаблон две иллюстрации. В качестве примера студенческого конспекта идет картинка с нашего любимого ресурса Pixabay. А в качестве опорного — мой же конспект, и тоже к первому параграфу, но учебника Пономаревой И.И., по которому мы учились почти все второе десятилетие этого века.
Для выполнения опорного конспекта предлагаю ребенку начать новую страницу, чтобы он не лепил буковки близко друг к другу, а выполнял работу свободно, не испытывая недостатка места. Еще хорошо повернуть тетрадь так, чтобы страница оказалась в горизонтальном положении, но это необязательно.
Поскольку все конспекты мы выполняем в едином цветовом оформлении, где каждый цвет сам по себе является опорным сигналом, ребенок должен приготовить два текстовыделителя (фломастера, карандаша) — зеленый и желтый.
Далее ребенок читает текст параграфа и дает ему краткий заголовок. В нашем случае достаточно сократить имеющийся заголовок до одного слова - «Биология». Это слово записывается посередине страницы и выделяется зеленым. Опорный конспект по теме «Царство Растения», который я привела как пример опорного конспекта вообще (рис. 2 на шаблоне), теперь можно использовать как пример для работы.
Затем ребенок делит текст параграфа на смысловые части. У Пасечника именно этот параграф структурирован плохо, в нем выделена только последняя часть. Тем лучше: первые две страницы ребенок будет делить на части сам.
Обычно получается три части: система наук о живой природе, условия жизни на Земле и значение биологии. Но возможны варианты, и это очень хорошо, поскольку развивается творческая жилка, которую мы часто губим излишней унификацией учебных записей.
Ребенку нужно составить краткие заголовки для смысловых частей, записать их вокруг главного заголовка и закрасить желтым цветом. Далее к каждой части выписать уточняющие слова. Это могут быть термины, списки, фамилии ученых (не в этом параграфе, а вообще).
Заключительная часть работы состоит в пересказе учебного материала при помощи составленных только что записей. Занимает одну минуту, а сколько радости, по отзывам детей и родителей! По опорным словам ребенок идет, как по вешкам. А самое приятное, что он так же быстро и легко пересказывает материал спустя неделю, не заглядывая в учебник. Вот где счастье-то!
Как проходит этот же урок в очном формате, смотрите здесь.
Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.